Принцип оптимальности и объективности – подбор методов и средств мониторинговой деятельности, с помощью которых можно наиболее полно осуществить комплексное изучение развития Центра, всех его характеристик, взаимодополнение качественных и количественных показателей: благоприятных или неблагоприятных, ускоряющих или тормозящих развитие учреждения. Принцип адресности – дифференциация форм и содержания мониторинговой деятельности, направленная на конкретные результаты, изменения результатов субъектов деятельности. Принцип надежности и достоверности – применение методов и средств мониторинговой деятельности, соответствующих современным достижениям науки и практики, способных изменить деятельность ДДТ в лучшую сторону. Принцип обязательного учета результатов мониторинга в дальнейшей деятельности руководителя – тщательный анализ результатов мониторинга для выработки решений по дальнейшей коррекции деятельности Центра. Принцип системности – учет влияния всех компонентов системы деятельности ДДТ на отслеживаемый результат. 4. Основные направления мониторинга: 1. Ценностно-целевой уровень развития ДДТ Уровень выполнения социального заказа на деятельность ДДТ; Ценностные ориентации детей и педагогов; Ожидания педагогов; Уровень постановки и реализации целей деятельности ДДТ. 2. Уровень развития процессов деятельности ДДТ 2.1. Основные процессы (образовательный и социально-педагогический) Состояние программ дополнительного образования детей (образовательных и социально-педагогических); Качество проведения учебных занятий; Качество проведения массово-досуговых и социально-педагогических мероприятий; Развитие форм организации образовательных объединений; Развитие педагогических технологий дополнительного образования (в т.ч. здоровьесберегающих). 2.2. Вспомогательные процессы 2.2.1. Методическое обеспечение развития ДДТ: Уровень методического обеспечения дополнительного образования (разработка проблем дополнительного образования, обобщения передового опыта и др.); Обеспечения профессионального роста педагогических кадров; Уровень информационно-методического обеспечение образовательного процесса (состояние методических фондов, издательской деятельности и др.); Широта и качество реализации методической функции разными категориями педагогических работников (методисты, педагоги, управленцы). 2.2.2. Психологическое обеспечение развития ДДТ: Улучшения психологического и психического состояния детей и педагогов; Развития способностей детей (психических, умственных, творческих); Развития мотивационной сферы детей; Разрешения личностных и других проблем детей, их родителей и педагогов; Повышение психологической компетентности педагогов. 2.2.3. Материально-техническое обеспечение развития ДДТ: Соответствие материально-технического обеспечения целям, содержанию, формам организации образовательного процесса 2.2.4. Финансово-экономическое обеспечение развития ДДТ: Исполнения бюджета с учетом финансирования и привлеченных средств; Соотношение норматива затрат на одного воспитанника с фактическим исполнением; Уровень средней заработной платы персонала; Степень финансовой обеспеченности уставной деятельности за счет внебюджетной деятельности; Эффективность внебюджетной деятельности. 2.2.5. Управленческие процессы Уровень документационного обеспечения развития; Состояние социально-психологического климата коллектива; Уровень взаимодействия и сотрудничества ДДТ; Уровень соблюдение нормативно – правовых актов в сфере образования. 3. Уровень результативности развития ДДТ 3.1. Результативность на уровне детей Динамика результатов обучения (ЗУНов); Динамика воспитательных результатов; Динамика результатов личностного развития; Динамика социально-педагогических результатов; Личные достижения детей. 3.2. Результативность на уровне педагогов Личные и профессиональные достижения педагогов 3.3. Результативность на уровне ДДТ Состояние контингента воспитанников; Состояние кадрового состава ДДТ; Достижения коллективов и ДДТ в целом; Уровень удовлетворенности детей, родителей, педагогов результатами деятельности и развития; Результаты аттестации ДДТ; Востребованность, конкурентоспособность ДДТ. 5. Информационный фонд мониторинга. Реализация мониторинга предполагает организацию непрерывного наблюдения и сбора информации на основе: 1. Отчетности, утвержденной нормативными актами федерального, регионального и муниципального уровня, 2. Отчетности, утвержденной нормативными актами учреждения, 3. Документов и материалов, полученных в ходе: проверки деятельности структурных подразделений ДДТ, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров, промежуточных этапов проверки обученности детей, итоговой аттестации выпускников, результатов плановых, специально организованных мониторинговых исследований; открытых занятий, мастер-классов, досуговых мероприятий и других форм. Пакет документов мониторинговой деятельности включает в себя: 1. Данное положение о мониторинговой деятельности ДДТ; 2. Положение об итоговой аттестации выпускников ДДТ; 3. Пакет программ итоговой аттестации по всем образовательным объединениям ДДТ (в том числе методики диагностики результатов обучения, воспитания, личностного развития и решения социально-педагогических проблем детей в рамках реализации всех дополнительных образовательных программ); 4. Пакет диагностических методик, реализуемых на уровне ДДТ. 5. Формы отчета педагогических работников в соответствии с программой мониторинговой деятельности ДДТ; Информационный фонд формируется в соответствии с целями и задачами мониторинговой деятельности на конкретный промежуток времени и должен быть систематизирован в виде банка информации. Форма ведения и обработки банка информации – компьютерный и (или) папочный варианты. Каждый из разделов банка обязательно должен содержать аналитические выводы. Количественные и качественные показатели должны быть представлены в виде схем, таблиц, графиков. Желательно использование новых информационных технологий. При распространении информации необходимо учитывать, кто может пользоваться данной информацией и зачем. Уровни использования информации могут зависеть от условий хранение информации, ее систематизации, условий анализа информации в соответствии с определенными целями и подготовки аналитической справки, необходимости принятия оперативных решений по частным вопросам, подготовки и принятия стратегических решений. 6. Организация и управление мониторингом. 6.1.Руководство мониторингом осуществляет администрация ДДТ, которая: - определяет объем мониторинговой деятельности и структуру банка информации, - планирует и организует комплексные мониторинговые исследования, - координирует мониторинговую деятельность. 6.2. На уровне учреждения осуществляют мониторинг руководители ДДТ, на локальном уровне – педагогические работники. Распределение и закрепление ответственных за организацию мониторинговой деятельности оформляется соответствующим приказом директора ДДТ. 6.3.Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации определяются администрацией ДДТ. 6.4.Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за использование данных мониторинга, их обработку, анализ и распространение. 6.5.Администрация ДДТ периодически организует работу по пересмотру системы показателей мониторинга, совершенствованию методов и направлений исследований. 6.6.По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы которые входят в содержание анализа работы ДДТ за прошедший учебный год.