СОДЕРЖАНИЕ: 1. Общая характеристика образовательной деятельности учреждения 2. Организация образовательного процесса. Учебный план. 3. Содержание образовательного процесса. 4. Организация воспитательного процесса. 5. Организация методической работы. 6. Организация контроля за учебно-воспитательным процессом. 7. Приложения: - Учебный план; - Список образовательных программ; - Программы ОЦ; - План районных мероприятий; - План мероприятий МБОУ ДО «Каргасокский дом детского творчества»; - План работы методического объединения; - План-график административного контроля. I. Общая характеристика образовательной деятельности учреждения. Цели и задачи на 2023 – 2024уч. год Комплектование учебных групп проводилось согласно Учебному плану МБОУ ДО «Каргасокский дом детского творчества» (далее по тексту ДДТ) на 2022 – 2023 учебный год, согласно которому общее количество обучающихся должно составлять 465 обучающихся. Из этого состава два и более детских объединений посещали 78 обучающихся. Всего детские объединения ДДТ посещали 468 детей в возрасте от 6 до 18 лет. Для повышения качества образовательного процесса важно наличие объективной информации о его ходе и результатах: • На уровне обучающихся (качество их образования): 1. В 2022 – 2023 учебном году утверждены и реализованы 26 дополнительных общеразвивающих программ, в списке которых: - три программы для работы с одаренными детьми; - три программы реализовывались на базе филиала МБОУ ДО «Каргасокская СОШ» в пос. 5 км. 2. За стопроцентную комплектацию и сохранность контингента обучающихся (общего состава) надо отдать должное тем педагогам, которые сумели укомплектовать свои коллективы свыше норматива и удержать до конца учебного года. Педагоги стали активнее работать с родителями на предмет несистематического посещения занятий детских объединений, что положительно сказывается на посещаемости. 3. По итогам изучения состояния прохождения детьми полного курса обучения понятно, что самый лучший результат в коллективах, которые занимаются по краткосрочным программам (1-2 года обучения). 4. Хорошие показатели аттестации обучающихся дополняются активностью и высокими результатами в конкурсных мероприятиях разного уровня. Обучающиеся ДДТ достойно представляли свои коллективы и Дом детского творчества на мероприятиях разного уровня: Детское объединение «Сталкер»: Региональный этап Всероссийских соревнований обучающихся «Школа безопасности», «Юный спасатель» - 15 человек, Областной туристско-краеведческий слёт «Моя малая Родина». 9 человек Межрегиональный этап Всероссийских соревнований «Школа безопасности». 8 человек Детское объединение «Пирография по дереву»: II Региональный фестиваль «Технофест», посвящённый 350-летию со дня рождения Петра I. 2 человека Детское объединение «Робототехника»: Региональный этап VIII Кубка Губернатора Томской области по образовательной робототехнике. 2 человека Открытый Российский чемпионат по робототехнике и ИИ РобоКап 2023. 2 человека Детское объединение «Театральный кружок «Зазеркалье»: Международный конкурс-фестиваль «Сибирь зажигает звезды». 7 человек. На уровне педагога (профессиональная компетентность педагога) 1. Количество педагогических работников, не имеющих высшее образование составляет 12,5% (2 чел.), без учёта педагогов-совместителей (с высшим образованием – 1, не имеющий высшего образования - 1). Количество аттестованных педагогических работников составляет 89%. Неаттестованы только 2 педагога, которые недавно начали свою педагогическую деятельность в ДДТ. 2. Активность участия педагогов в конкурсных мероприятиях методического материала и творческого мастерства остаётся высокой; участие в районных, областных и всероссийских мероприятиях с мастер-классами и представлением опыта работы влияет на рост профессионализма педагога, на качество образовательного процесса в детском объединении. Два педагогических работника стали участниками профессиональных педагогических конкурсов. 3. Повысилась исполнительская дисциплина педагогов. Одним из повлиявших на ситуацию факторов стал ежемесячный контроль за слагаемыми педагогической работы (посещаемость, ведение журнала, мониторинг успешности обучающихся) и стимулирование. Данная работа будет продолжена, так как положительно влияет как на работу самих педагогов, так и на работу детских коллективов. • На уровне учреждения (эффективность образовательной деятельности учреждения) 1. Воспитательная и идеологическая работа проводится в каждом коллективе ДДТ в рамках учебно-воспитательной программы, в форме общих и внутренних мероприятий учреждения. Педагоги в работе со своими коллективами стараются не ограничиваться только программными занятиями в кабинете. Походы, экскурсии, встречи и т.п. 2. Основная масса ответственности за процесс воспитательной и идеологической работы ложится на образовательные центры экологической направленности – «Центр экологического образования» (ЦЭО) и «Центр этнокультурного образования» (ЦЭО), районное детское объединение «Солнышко» (РДО), Прессцентр и «Стем-центр технического образования детей». Оценивая, в целом, состояние образовательной и воспитательной деятельности ДДТ, следует отметить стабильность и качество работы учреждения, востребованность его образовательных услуг. • Для организации качественной образовательной среды в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года педагогическому коллективу предстоит: 1. Продолжить работу по совершенствованию и модернизации программного обеспечения учебно-воспитательного процесса в ДДТ; 2. Создать условия для индивидуального сопровождения одаренных обучающихся: - разработка дополнительных образовательных программ; - оформление индивидуальных маршрутов. 3. Обеспечить качественный набор детей на 1-й г.о. и комплектование учебных групп 2-го, 3-го, 4-го годов обучения; 4. Систематизировать оформление личных дел обучающихся; 5. Продолжить работу с родителями на предмет урегулирования посещаемости занятий и прохождения полного курса обучения по программам дополнительного образования детских объединений; 6. Провести работу по повышению качества методической работы в учреждении в целом: возобновление работы над педагогическими и образовательными проектами, систематические проведения открытых занятий, творческих отчётов и т.п. 7. Возобновление тесного сотрудничества с дошкольными учреждениями, так как спрос на образовательные услуги в среде дошкольных образовательных учреждений есть. Сегодня выпускники детского сада – завтра ученики начальной школы. 8. Обязательное посещение молодыми специалистами методических мероприятий: открытые занятия, мастер-классы, выступления, – для повышения педагогического мастерства и для того, чтобы перенять положительный опыт коллег. 9. Сформировать план воспитательной и общеразвивающей работы с обучающимися. Пояснительная записка Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Каргасокский дом детского творчества» многопрофильное учреждение дополнительного образования, где в 2023-2024 учебном году с 01 сентября 2023 года будут заниматься 510 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. Всего кружков – 24, количество смен – 2, пятидневная рабочая неделя. В МБОУ ДО «Каргасокский ДДТ» успешно реализуют свои программы • Центр этнокультурного образования; • Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей; • Районное детское объединение «Солнышко» (РДО); • Муниципальный штаб ОГДЮО «Российское движение школьников»; • Муниципальный штаб ВОД «Волонтёры Победы»; • Центр военно-патриотического воспитания детей и подростков; • Базовая образовательная организация в рамках федеральной инновационной площадки Минестерства просвещения Российской Федерации»; • Муниципальный центр экологического образования и формирования экологической культуры» на период 2022-2025 годы Краткая характеристика педагогического коллектива: Всего педагогически х работников Из них совместителе й Наличие квалификац. категории Перва Высша я я Образование 16 2 8 1 5 Средне е Среднее специальн . 2 Возраст Высше е 13 Д о 30 1 Д о 40 5 Д о 50 5 Старш е 50 5 Учреждение располагает следующими помещениями: учебные кабинеты – 9, актовый зал на 50 мест – 1, кабинеты администрации – 2, методкабинет – 1. Учебный год в МБОУ ДО «Каргасокский ДДТ», согласно Уставу, начинается 15 сентября и заканчивается 25 мая. С 1 июня учреждение переходит на летний режим работы – организация профильных лагерей для детей школьного возраста. Учебный план (см. приложение 1) составлен в соответствии с законом РФ «Об образовании», Приказа Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”. Разработанных педагогами дополнительного образования образовательных программ, утверждённых (Приказ № 67 от 23.06.2023 г.), рассмотренных на методическом совете (Протокол № 35 от 23.06.2023 г.). Форма организации образовательного процесса – кружки. Образовательный процесс осуществляется по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам со сроком реализации от 1 до 4 лет (см. приложение 2) № п/п Основные направления деятельности учреждения Наименование кружков Срок реализации программы 3 Кол-во групп Кол-во обуч-ся 4 40 «Фотокружок» 3 4 40 «Резьба по дереву» 4 3 30 «Из подмастерьев в мастера». Программа для одарённых детей 1 1 4 «Мастерская театра кукол» 2 1 11 Театральный кружок «Зазеркалье» 3 3 30 «Шкатулка чудес» 1 3 30 «Художественное слово» 1 1 10 «Мастерская лепки» 2 3 30 «Пирография по дереву» 2 2 20 «Художественная обработка древесины» 2 1 11 «Декоративная роспись» 4 4 40 «Разноцветье». Программа для одарённых детей 1 1 10 «Умелые ручки». программа для дошкольников 1 2 30 «Весёлая палитра». программа для дошкольников 1 2 30 итого: 35 366 1 1 5 итого: 4 итого: 1 1 3 3 1 5 30 30 8 итого: 2 2 3 2 2 итого: 1 1 2 1 1 3 2 9 1 8 20 10 10 30 20 90 11 «Модные штучки» 2. Социальногуманитарное «Юнкор-первые шаги» 3. Туристический кр. «Сталкер» 4. Туристскокраеведческое Естественно-научное 5. Техническое «Радиотехнический кружок» «Проектная деятельность» «Лего-конструирование» «Робототехника» «Самоделкин» 6. Физкультурноспортивной «Шахматы» «Хочу все знать» (одаренные дети) итого: ИТОГО: 1 50 11 510 Основной контингент обучающихся в ДДТ - дети МБОУ «Каргасокская СОШ-интернат №1», МБОУ «Каргасокская СОШ № 2». Краткое содержание образовательных программ Образовательные программы 1.«Художественная обработка древесины» 2 г.о. 2.«Из подмастерьев в мастера» 1 г.о. Наименование разделов/тем Кол-во групп Всего часов Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров. В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций. Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам. В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора. Программа предназначена для работы с одаренными детьми. Данная программа направлена на более углубленное и расширенное изучение курса 1 216 Всего: 216 час 72 72 час "Резьба по дереву" и "Художественная обработка древесины" Прогнозируемые результаты: • Владение различными техниками обработки древесины; • Умение самостоятельно организовать безопасную работу; • Умение пользоваться разнообразными источниками информации; • Самостоятельна разработка проектов собственных изделий; • Повышение самооценки, уверенность в своих возможностях; • Участие в выставках, конкурсах. 3.«Резьба по дереву» 4 г.о. 4.«Модные штучки» 2 г.о. По прошествии полного курса обучения по данной программе, учащиеся знают историю возникновения, развития и современного состояния резьбы по дереву. Знакомы с разными породами древесины, разбираются в ее строении и способах обработки, могут выполнять контурную, геометрическую, плоскорельефную, прорезную резьбу. Навыки, полученные учащимися в кружке, позволяют им продолжать самостоятельно организовывать рабочее место для разных видов работы, выбирать инструменты для разметки и исполнения резьбы и пирографии. Приобретают навыки механической обработки древесины, используя электролобзик, электродрель, фрезерную и шлифовальную машинку. А так же работают на сверлильном, токарном станках, умеют готовому изделию придать эстетичный вид лакокрасочными материалами. Цель: Формирование духовной культуры личности через знакомство с различными видами декоративно-прикладноготв-ва. 1 1 1 216 216 216 Всего: 648 час 1 1 1 216 216 216 5.«Шкатулочка идей» 1 г.о. 6.«Декоративная роспись» 3 г.о. По истечению двух лет обучения по данной программе учащиеся должны знать: виды технологий бисероплетения, вышивки крестом, канзаши (японские заколки) их выполнения; -основные принципы бисероплетения, классификацию и свойства бисера; -основные изделия в технике канзаши; -материалы, инструменты и приспособления для работы; - значение орнамента и цвета в вышивке. Уметь: - пользоваться инструментами; - выполнять различные формы для выполнения изделий; - самостоятельно работать по схемам; - изготавливать изделия из бисера; - складывать из атласных лент острый и круглый лепесток; - вышивать крестом. Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с природным материалом, это помогает овладеть основами разнообразной творческой деятельности, а также дает возможность каждому обучающемуся открывать для себя мир декоративноприкладного творчества. Цель данной программы — развитие творческих способностей ребенка, при работе с природными и бросовыми материалами. Немаловажным компонентом программы является знакомство детей с профессиями флориста, дизайнера, художника – оформителя, фитодизайнера, их значимость в современном мире. В дальнейшем эти может благоприятно повлиять на обучающихся при выборе профессии. Цель: Помочь ребенку осознать народное искусство как духовную летопись человечества, подарить радость творчества через введение его во все многообразие Всего: 648 час 1 216 Всего: 216 час 1 1 1 1 216 216 216 216 7.«Разноцветье» 1 г.о. 8.«Мастерская лепки» 2 г.о. связей декоративно-прикладного языка, пространственного видения, развитие воображения и фантазии. По прошествии полного курса обучения дети должны знать: законы цветоведения, композиции и перспективы; - основные принципы рисования предметов окружающего мира; - основные виды и техники росписи по дереву; - основные понятия: набросок, эскиз, орнамент, пропорция, пейзаж, основные, дополнительные линии (вспомогательные), оси симметрии, оживка, подмалевок, заливка, травка, капля, фоновое письмо. Уметь: -экономно расходовать материалы; -владеть основными инструментами необходимыми для рисования; -уметь пользоваться копировальной бумагой; -подбирать цветовое сочетание; -владеть приемами кистевого письма; - различать виды техники росписи «Хохлома», «Городец», «Гжель» и др.; -расписывать и декорировать стеклянный сосуд; - создавать картины из крупы; изготавливать различные декоративные современные предметы и украшения с элементами росписи, декупажа, аппликаций из кожи и ткани. Программа для одарённых детей, прошедших курс «Декоративной росписи» либо занимающихся на последнем году обучения этого коллектива. Траектория обучения простраивается в индивидуальных маршрутных картах. Занятия лепкой дают возможность использовать разнообразные формы работы, через дидактические игры при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями. Всего: 864час 1 216 Всего: 216 час 1 1 1 216 216 216 Всего: 648 час 9. «Фотокружок» 3 г.о. Кроме того, общение с природой, работа с природным материалом учит детей замечать различие форм и красок окружающего мира, пробуждает в детях интерес и любовь к природе, учит бережному отношению к ней. Цель программы: Создание условий для проявления детьми индивидуальных творческих способностей через работу с глиной и керамикой. Основные отличия данной образовательной программы от аналогичных программ заключаются в том, что в ее компонент включены: Региональный компонент – знакомство с историей и традициями родного края для создания в будущем своей Каргасокской (Васюганской) глиняной игрушки. Цель:Привлечение внимания детей к фотоискусству через знакомство с историей фотографии и с современными методами цифровой обработки изображений. На занятиях кружка ребята - знакомятся с классической чёрно-белой фотографией, способами её получения; - знакомятся с цифровой техникой и способами печати цифровой фотографии; - осваивают на практике принтер, сканер, ламинатор, брошюровщик; - учатся изготавливать рамки и оформлять в них фотографии; - изучаютпрограммы: Adobe Photoshop, PowerPoint, Word.идр.; - знакомятся с жанрами фотоисква; - осваивают технику составления фото-коллажа; - работают над дизайном обработки цифровой фотографии (рамки, монтаж, календари шкатулки, пазлы, фотоальбомы); - создают презентации, слайдфильмы, записывают файлы на цифровые носители; - знакомятся с зеркальным фотоаппаратом, освещением при фотосъёмке; 1 1 1 1 216 216 216 216 Всего: 864час 10.Театральный кружок «Зазеркалье» 3 г.о. 11.«Мастерская театра кукол» 1 г.о. - осваивают технику реставрации старых и поврежденных фотографий и делать «Документальное фото»; занимаются, проектной деятельностью. Цель: Развитие творческих способностей у детей средствами театрального искусства. В течение первого года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, закладывают фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы являются театральные тренинги, игры и упражнения на раскрепощение, умение взаимодействовать друг с другом, постановка миниатюр. В течение второго года обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе. Формы работы - тренинги, этюды, репетиции миниспектаклей. Третий год направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию детей на исполнительскую работу и создания «характера» на сцене. Основной формой работы является постановка спектаклей и репетиции. Интегрированная программа. Цель программы: создать условия для приобщения детей к прикладной и театральной деятельности. Отличительные особенности программы заключаются в том, что с группой работают два педагога: педагог по режиссированною кукольных представлений и педагог по декоративно-прикладному творчеству. Обучающиеся не делятся только на исполнителей и только на изготовителей. В процессе обучения кружковцы попеременно или полным составом бывают и в той, и в другой роли. 1 1 1 216 216 216 Всего: 648час 1 144 Всего: 144 час В обучающее содержание 12.Туристический кружок «Сталкер» программы входит: 4г.о. 1 1 1 1 216 216 216 Всего: 648 час 13.«Хочу все знать» 1.г.о. 1 144 Всего: 144 час - овладение техникой и тактикой туризма, приобретение навыков ориентирования на местности, оказания первой доврачебной помощи; - рост мастерства учащихся от элементарных навыков самообслуживания и организации туристского быта до результативного участия в соревнованиях различного уровня; приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края; - создание экологических троп; - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях и акциях туристско-краеведческой и естественнонаучной направленностей. Цель: Создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой, художественно-эстетической, экологической деятельности. Интегрированная программа разработана для работы с одаренными детьми, реализует многоцелевую направленность: -развивает навыки познавательной и научно – исследовательской деятельности; -воспитывает чувство патриотизма и любви к малой Родине; -обеспечивает приобретение социального опыта в процессе подготовки и участия в научно – практических конференциях. Курс данной программы даёт возможность детям в ходе посещения занятий, изучать народные обряды, праздники, обычаи, традиции. В ходе интеграции предметов туристскокраеведческой, экологической и художественной направленностей обучающиеся получают более углубленную информацию, учатся самостоятельно создавать презентации, изготавливают 14. «Юнкор – первые шаги» 1 г.о. 15. «Шахматы» 2 г.о. 16. «Радиотехнический кружок» 2 г.о. предметы народного быта, выходят в походы и экскурсии, участвуют в акциях, конкурсах, фестивалях, конференциях, соревнованиях разного уровня. Данная программа составлена для обучения детей основам журналистской деятельности в учреждении дополнительного образования. Полученные знания, умения и навыки позволяют детям и подросткам успешно адаптироваться в социальной среде, реализовать творческий потенциал и в конечном итоге сделать правильный выбор будущей профессии. Образовательная программа подразумевает теоретическую и практическую подготовку и предусматривает обучение основам журналистики посредством развития устной и письменной речи. Цель: Научить учащихся играть в шахматы или помочь усовершенствовать свою игру. По окончании курса обучения по данной программе учащиеся знают: - историю шахмат, - название всех шахматных фигур - способ передвижения каждой фигуры по шахматной доске. Начальные навыки, полученные на занятиях, помогут дальнейшему самостоятельному развитию мастерства шахматной игры, а так же полезному и интересному проведению досуга. Цель: Способствовать расширению, углублению знаний и умений подростков в области технического творчества через: 1.Изучение основ электро- и радиотехники, полупроводниковых приборов, умение читать схемы, пользоваться простейшими измерительными приборами, овладение техникой пайки, изготовление электронных устройств; 2.Углубление знаний в области цифровых микросхем на базе которых можно строить разные по 1 216 Всего: 216 час 1 216 Всего: 216 час 1 1 216 216 Всего: 432 час 17.«Проектная деятельность» 2 г.о. сложности и назначению измерительные приборы, электронные автоматы, бытовые устройства цифровой техники; 3.Развитие самостоятельного конструирования более сложной радиоаппаратуры – усилителей низкой частоты, поиск и устранение неисправностей в радиоаппаратуре с использованием измерительных приборов более высокого класса сложности; 4.Знакомство с устройством и принципом действия магнитофонов и телевизоров, ремонт бытовой радиои телеаппаратуры; 5.Самостоятельное конструирование и изготовление электро- аппаратуры под заказ. Программа предусматривает: развитие продуктивного мышления, расширение базовых тематических знаний, генерирование новых идей в проектной деятельности, социальную адаптацию обучающихся через участие в конкурсах, конференциях от районного до международного масштаба, профориентацию и осознанный выбор будущей профессии. Всё это отвечает востребованности и духу времени, а для подростков является социальным «лифтом». Цель: Развитие компетентности подростков в области проектной деятельности технической направленности. Новизна программы заключается в инженерной направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром научно-технического творчества. Учитывая современные интересы подростков, в программу включены исследовательская, техническая и инженерная 1 216 Всего: 216 час 18. «Робототехника» 2 г.о. деятельности обучающихся, которые способствуют повышению интереса обучающихся к инженерным и техническим специальностям и мотивировать старшеклассников к продолжению образования в научно-технической сфере. Направленность дополнительной общеобразовательной программы: техническая. Отличительные особенности программы и её новизназаключается в применении новых компьютерных технологии обучения, а именно: использование медиапродукта на занятиях, освоение стандартных компьютерных программ и новых образовательных программ по робототехники, таких как «LegoDigitalDesigner», «LegoMindstormsEducation EV3», «ThinkercadCircuitsArduino». Актуальность программы В основе содержания деятельности по программе лежит работа с современными передовыми технологиями в сфере кибернетики и робототехники, недоступными детям из-за их редкого использования в образовательных учреждениях. В том, что ребята на конкретных примерах, приближенных к рабочим ситуациям, могут опробовать себя в этой новой и специфической сфере. Это предостережет от возможной ошибки в выборе профессии. Независимо от результатов профессионального выбора, полученные знания и накопленный опыт дадут выпускнику уверенность в мире, насыщенном сложной электроникой и умными механизмами. Стоит отдельно подчеркнуть, что выполнение программы основывается на личной заинтересованности обучающихся в расширении собственных знаний и умений. 1 1 1 216 216 216 Всего: 648 час В процессе конструирования и программирования дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики. Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. 19. «Лего-конструирование» 3 г.о. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лего-конструирование» имеет техническую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей. Она направлена на: • всесторонее, гармоничное развитие обучающихся; • усиление желания обучающегося конструировать, экспериментировать и работать самостоятельно; • развитие всех познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление), а также речи и мелкой моторики рук; совершенствование развития предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков. Актуальность программы состоит в том, что в процессе ее реализации создаются условия для технического развития обучающихся, а использование конструктора «Лего» является великолепным средством, 1 72 Всего: 72 часа 20. «Самоделкин» 2 г.о. 21. «Пирография по дереву» 2 г.о. обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности. Новизна программы «Легоконструирование» в том, что обучающиеся приобретают элементарное представление в технической направленности и впоследствии смогут использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения и в жизни. Программа имеет научнотехническую направленность. Новизна программы в том, что объединяет в себе обучение ребят построению различных моделей планеров и судов с тем, чтобы каждый мог выбрать свою направленность в занятиях моделизмом. Занятия моделизмом помогают профессиональному самоопределению, пробуждает техническую мысль и прививает разнообразные технические навыки. Программа личностноориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Цель программы: создание условий для самореализации ребёнка через достижение им личного успеха в освоении судо- и авиационного моделирования. Отличительные особенности данной программы в том, что программа предусматривает значительное расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике. Актуальность программы заключается в том, что, обучаясь искусству выжигания, дети не только получают знания по способам оформления изделий, наложения светотени, но и учатся видеть и передавать красоту и неповторимость окружающего мира. Особенности данного вида деятельности заключаются в его пограничном состоянии между 1 1 216 216 Всего: 432 часа 1 1 216 216 Всего: 432 час техническим и художественным направлениями. С одной стороны, дети работают с приборами для выжигания – техническими приспособлениями, с другой стороны, результатом работы с выжигателем становится художественное произведение детского творчества. Поэтому занятия выжиганием привлекают обучающихся как с техническими, так и с художественными наклонностями. В основном в качестве материала применяется древесина, поэтому пирография широко известна как выжигание по дереву. Выжигание по дереву – техника, позволяющая любой деревянный предмет превратить в оригинальное художественное произведение. Возможности выжигания очень велики. Они не сводятся к выделению контуров предметов на рисунке, как предполагают многие. Данная программа художественнотехнической направленности, базового уровня сложности. Цель программы – Формирование интереса к выжиганию по дереву как одному из видов декоративноприкладного творчества. 22. «Умелые ручки» 1 г.о. 23. «Весёлая палитра» 1 г.о. Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» рассчитана для дошкольников в возрасте 5-6 лет, способствует развитию мелкой моторики, фантазии, воображения. Обучающиеся занимаются лепкой из пластилина и глины. Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» рассчитана для дошкольников в возрасте 5-7 лет. Цель программы: Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования. Расширять 1 72 Всего: 72 час 1 72 Всего: 72 час 24. «Художественное слово» 1 г.о. представления об их многообразии. Отличительная особенность программы «Художественное слово» в основе концепции лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства – сценической деятельности и литературы. Новизна программы «Художественное слово» осуществляет учебновоспитательный процесс через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской речевой деятельности, накопление знаний о речевом искусстве, чтение художественной литературы, беседы и дискуссии, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников кружка. Результатом занятий являются практические работы, выступления, конкурсы. Цель программы: развитие личности обучающегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами художественного слова. Возраст обучающихся от 10 до 14 лет. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Набор проводится без каких-либо определенных знаний, принимаются все желающие не зависимо от способностей после собеседования с педагогом. 1 144 Всего: 144 часа Краткое содержание программ образовательных центров: № Наименование Цель и краткое содержание Формы и методы работы п\п программы Цель: Развитие экологической - Разработка плана работы с 1. Муниципальный культуры учащихся, образовательными Центр формирование ответственного учреждениями района на 2023 экологического отношения к природе. – 2024 учебный год; образования (ЦЭО) Работа МЦЭО включает в себя: - организацию методической помощи образовательным учреждениям района; - укрепление системы учебноисследовательской деятельности - Разработка и распространение Положений районных мероприятий; - Изучение спроса на оказание методической помощи образовательными учреждениями по школьников в Каргасокском районе; - внедрение исследовательского метода в практику образов-х учреждений. - выявление и поддержка интеллектуально одаренных учащихся в целях расширения возможностей в образовании; - изучение, обобщение и пропаганда инновационного опыта работы образовательных учреждений; - укрепление сетевых форм взаимодействия. 2. Центр этнокультурного образования (ЦЭО) Цель: Изучение малой родины, воспитание и овладение навыками межкультурных коммуникаций. Схема структурнофункциональной модели ЦЭКО прослеживается на 4-х уровнях: микротерритория, село, район, область. Работа ЦЭО включает в себя: -Сохранение межпоколенных связей; -Знакомство с русскими традициями и наследием родного края, с героическими страницами отечественной истории; -Воспитание патриотизма, толерантного отношения детей к другим народам нашей страны через семейные истории; -Активизация познавательной и поисковой работы по истории края через историю архитектурного сооружения; -Приобретение обучающихся навыков публичного выступления через участие в мероприятиях разного уровня; -Формирование у воспитанников осознанного понимания особенностей современного поликультурного мира и межэтнического взаимодействия в нём. экологическому образованию детей; - Проведение обучающих семинаров для педагогов дополнительного образования и их воспитанников на образовательных округах района; - Составление банка данных деятельности образовательных учреждений в экологобиологическом направлении; - Организация районных этапов выставок, конкурсов, научно-практических конференций; - Проведение летней профильно-оздоровительный смены лагеря; - Подготовка отчетного материала по итогам работы за полугодие, за учебный год. - Разработка плана работы с образовательными учреждениями района на 2023 – 2024 уч. год; - Разработка и распространение Положений районных мероприятий; - Сбор краеведческой информации научного и этнокультурного направления для создания нового информационного продукта; - Проведение обучающих семинаров для педагогов дополнительного образования и их воспитанников на образовательных округах района; Организация районных этапов выставок, конкурсов, научно-практических конференций; - Проведение летней профильно-оздоровительный смены лагеря. - Подготовка отчетного материала по итогам работы за полугодие, за уч. год. 3. Районное детское объединение «Солнышко» (РДО) 4. Программа базового центра – «STEMцентр технического образования детей» Цель: Создание условий для самореализации и развития творческих способностей детей и подростков, развитие форм и методов социально-значимой деятельности, создание условий для формирования положительного отношения к здоровому образу жизни приближенных к модели лидера, выпускника детской организации. Работа направлена на развитие и поддержку детского движения в районе и строится по двум направлениям: - работа с руководителями детских общественных объединений и ученического самоуправления; - создание необходимых условий для жизнедеятельности детских организаций разных направлений, не противоречащих основным положениям Конвенции ООН о правах ребёнка, закону РФ «Об образовании», Федеральному закону «Об общественных организациях и объединениях», их роста и программного обеспечения. Основные направления деятельности: - Патриотическое; - Познавательно- развивающая; - «Игра – дело серьезное». Целенаправленная командная работа по уменьшению числа зависимых от вредных привычек среди детей, подростков и молодежи; Вовлечение детей и молодежи в социальнополезную деятельность, посредством участия в волонтерском движении. STEM-центр – это исследовательская лаборатория, поддерживающая научную, техническую и инженерную составляющую в дополнительном образовании - Разработка плана работы с образовательными учреждениями района на 2023 – 2024 учебный год; - Координация работы первичных детских организаций; Организация и проведение районных мероприятий; Комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности, правонарушений; Сбор заявок на областные курсы повышения квалификации вожатых и руководителей детских организаций; Распространение методической литературы; Организация каникулярной занятости детей и подростков; Проведение летней профильно-оздоровительный смены лагеря актива детских организаций; - Подготовка отчетного материала по итогам работы за полугодие, за учебный год. - Изучение спроса на оказание методической помощи образовательным учреждениям по техническому образованию детей; школьников. Призван повысить интерес учащихся к инженерным и техническим специальностям и мотивировать старшеклассников к продолжению образования в научно-технической сфере. 5. Муниципальный центр военнопатриотического воспитания Программа работы центра находится на стадии разработки. Ведётся деятельность по созданию и организации работы данного центра в ДДТ. План работы соотносится с мероприятиями областного штаба. - Проведение обучающих семинаров для педагогов и их воспитанников на образовательных округах района; - Организация районных этапов выставок, конкурсов, фестивалей научнопрактических конференций по техническому творчеству; - Подготовка отчетного материала по итогам работы за полугодие, за учебный год. Разработка и организация мероприятий по плану работы. Проведение акций и Первичное отделение мероприятий. РДДМ «Движение первых» Проведение акций по плану и 7. Муниципальный вне плана. штаб ВОД «Волонтёры Победы» Проведение конкурсов 8. Пресс-центр План работы образовательных центров на 2023 – 2024 учебный год смотрите в приложении 3. 6. Основные формы и методы работы с обучающимися ДДТ: • Групповые и индивидуальные занятия; • Лабораторно-практические работы; • Беседы и творческие встречи; • Посещение выставок прикладного творчества других коллективов; • Проектная деятельность; • Изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по истории края; • Участие в различных научно-практических мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.д.) в дистанционном формате; • Участие в выставках, ярмарках, фестивалях разного уровня; • Экскурсии в природную среду. II. Организация воспитательного процесса Воспитательный процесс в ДДТ: 1. Традиционные праздники ДДТ – праздник начала учебного года, Новый год, праздник, посвященный окончанию учебного года «Звездопад»; творческие мастерские для совместной деятельности детей и родителей, походы, экскурсии на выставки и встречи с интересными людьми; 2. Тематические мероприятия, творческие встречи и профилактические беседы; 3. Организация районных мероприятий по плану образовательных центров. По окончанию учебного года формируется циклограмма мероприятий на новый учебный год, а в начале учебного года разрабатывается общий план мероприятий с указанием даты проведения и ответственных за организацию и проведение мероприятий (см. приложение 4,5). III. Организация методической работы Методическая работа в ДДТ осуществляется по программе методического объединения (далее МО). Цель методической работы: Мотивация педагогов к развитию творческого потенциала и повышению эффективности образовательной деятельности путем вовлечения в процесс изучения, апробирования и внедрения новых форм и методов работы. Приоритетом в реализации программы является дидактическая коррекция учебновоспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция деятельности педагогов в сторону саморазвития. В результате анализа работы за прошлый учебный год определена тема, которая требует к себе более пристального внимания – «Современные образовательные модели в учреждении дополнительного образования». Основные формы и методы работы: 1. Для ликвидации выявленных недостатков и проблем: - тематические педсоветы и заседания МО; - индивидуальные консультации; - контроль за прохождением курсовой переподготовки; 2. Организация площадок с целью предоставления возможности педагогам демонстрации своих творческих и профессиональных достижений: - открытые занятия; - мастер-классы; - презентации программ и детских коллективов; - тематические творческие недели; - ярмарки творческих идей; - семинары-практикумы на образовательных округах района. 3. Поддержка и оказание методической помощи педагогам в подготовке и участии в педагогических и профессиональных конкурсах разного уровня, предоставления опыта работы на конференциях, форумах, курсах повышения квалификации и т.д. Для решения поставленных задач разработан план методической работы на 2023 – 2024 учебный год (см. приложение 6). IV. Организация контроля за учебно-воспитательным процессом Контроль за учебно-воспитательным процессом осуществляется согласно графику административного контроля на 2023 – 2024 уч. год (см. приложение 7). Вид контроля: 1. Результаты комплектование учебных групп; 2. Посещаемость; 3. Качество ведения необходимой документации и сопровождения детских объединений (журналы учета работы педагога, личные дела обучающихся); 4. Программно-методическое обеспечение; 5. Сохранность контингента обучающихся (на начало и конец уч. года, по годам обучения); 6. Уровень усвоения образовательных программ; 7. Качество организации и проведения мероприятий; 8. Соблюдение режима занятий. По каждому виду контроля ведутся журналы: - журнал учета обучающихся, - журнал учета посещаемости кружков, - журнал учета достижений обучающихся и педагогов, - карта результативности освоения образовательных программ. По результату каждой проверки оформляется справка о состоянии дел. V. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 29.07.2017); 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 г. № 678-р 3. Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2022 N 70226); 4. Методические рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД39/04 "О направлении методических рекомендаций"); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"(с изменениями на 27 октября 2020 года); 6. Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОО»; 7. Приказ Минтруда России 2018 №298н_Стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых; 8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" 9. Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» от 03 сентября 2019 года № 467; 10. Учебный план МБОУ ДО Каргасокский ДДТ на 2023-2024 учебный год (рассмотрен на педсовете, протокол № 87 от 07.09.2023г.); Приложение № 1 Приложение 2 Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы на 2023-2024 учебный год, прошедшие экспертизу методического совета ДДТ № Название программы Срок Кол-во Возраст Направленность реализации часов обуч. ФИО педагога 1 Декоративная роспись 3 года 216 ч 8-13 Художественная Прокопенко Е.И. 2 Зазеркалье 3 года 216 часов 12-18 Художественная Шмидт М.Г. 3 Мастерская театра кукол 2 года 144 часа 7-12 Художественная Шмидт М.Г., Керб Н.А. 4 Художественное слово 1 год 144 часа 10-17 Художественная Шмидт М.Г. 5 Резьба по дереву 4 года 216 часов 9-18 Художественная Керб Н.А. 6 Из подмастерьев в мастера 1 год 72 часа 11-18 Художественная Керб Н.А. 7 Сталкер 4 года 1, 2, 3 год 216ч, 10-17 Туристскокраеведческая Никешкина М.В. 7-16 Естественнонаучная Никешкина М.В. 4 год 144ч. 8 Хочу всё знать 1 год 144 часа Керб Н.А. 9 Юнкор – первые шаги 1 год 216 часов 12-16 Социальногумманитарная Никешкина М.В. 10 Модные штучки 3 года 216 часов 7-15 Художественная Абрамкина Н.П. 11 Мастерская лепки 2 года 216 часов 7-10 Художественная Жданова Т.В. 12 Художественная обработка древесины 2 года 216 часов 7-12 Художественная Керб П.А. 13 Самоделкин 2 года 216 часов 8-17 Техническая Керб П.А. 14 Пирография по дереву 2 года 216 часов 6-14 Художественная Керб П.А. 15 Легоконструирование 3 года 72 часа 7-10 Техническая Непряхин Н.А. 16 Умелые ручки 1 год 36 часов 5-7 Художественная Жданова Т.В. 17 Робототехника 2 года 216 часов 10-18 Техническая Непряхин Н.А. 18 Проектная деятельность 2 года 216 часов 15-17 Техническая Захаров А.Г. 2 года 216 часов 12-14 Техническая Захаров А.Г. Техническая Шредер Т.И. 19 Радиотехнический кружок 20 Фотокружок 3 года 216 часов 8-16 21 Разноцветье 1 год 216 часов 11-18 22 Шахматы 1 год 216 часов 7-16 Физкультурноспортивное Керб А.М. 23 Шкатулка чудес 1 год 216 7-12 лет Художественная Шантурова Фаина Борисовна 5-7 лет Художественная Шантурова Фаина Борисовна часов 24 Весёлая палитра 1 год 36 часов Художественная Прокопенко Е.И. Приложение 3 Программа деятельности Центра этнокультурного краеведческого образования на 2023 – 2024 учебный год Пояснительная записка Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться рост социальной и духовной культуры всего общества. Одним из эффективных средств формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа. Краеведение обогащает детей знаниями о родном крае, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает детям связи родного села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Именно краеведение является основой воспитательной, патриотической работы, показателем культурного развития общества. Изучение истории родного края помогает человеку глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Краеведение способствует решению задач социальной адаптации детей, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, участвовать в их развитии. Это одна из актуальных социально - педагогических задач нашего времени. Основная цель работы ЦЭКО – воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего свой край. Задачи: - Осуществление организационной и методической помощи образовательных учреждений (далее ОУ) района. - Совместно с ОУ, государственными и общественными организациями организовывать конкурсы, акции, выставки. -Формирование и структурирование банка исследовательских работ учащихся. Для решения поставленных задач необходимо: В «просветительском» направлении: Распространение опыта специалистов, достигших больших результатов в области краеведения. Для этого необходимо продолжить работу: - Развитие банка педагогической информации. - Укрепление сетевых форм взаимодействия. В направлении «учебно-исследовательская деятельность» необходимо: - Укрепление системы учебно-исследовательской деятельности школьников в Каргасокском районе. - Продолжение внедрения исследовательского метода в практику образовательных учреждений. - Выявление и поддержка интеллектуально одаренных учащихся в целях расширения возможностей в образовании. - Изучение, обобщение и пропаганда результативного опыта работы образовательных учреждений. - Повышение социальной значимости деятельности ЦЭКО для района. Механизмы реализации программы: № Наименование мероприятия Сроки проведения п/п Организационно-методический блок 1/1 Информационно-методическое сопровождение районных По плану работы конкурсов. 1/2 Разработка и распространение положений, В течение года информационных писем. 1/3 Консультативно-методическая помощь педагогам в По запросу разработке образовательных программ дополнительного образования, мероприятий по направлению. 1/4 Анализ работы центров, планирование на учебный год. Сроки реализации программы: сентябрь 2023 г. – июнь 2024 г. Программа деятельности Центра экологического образования на 2023 – 2024 учебный год Пояснительная записка Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому Центр экологического образования (далее ЦЭО) на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Каргасокского дома детского творчества» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся и воспитанников ОУ района, но и их родителей, общества в целом. Основной целью деятельности ЦЭО Каргасокского района продолжает оставаться развитие высокого уровня экологической культуры педагогов, обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Каргасокского района. В ходе реализации Программы необходимо решить следующие задачи: 1. Совершенствование комплекса организационно-педагогических условий экологического образования воспитанников и обучающихся 2. Подготовка и повышение экологической компетентности педагогических и руководящих работников. 3. Совершенствование структурно-функциональной модели экологического образования. 4. Расширение круга социальных партнеров. 5. Обновление содержания, форм и методов взаимодействия субъектов образовательных отношений за счет построения процесса на основе использования личностно-ориентированной модели взаимодействия. 6. Разработка, апробация и внедрение образовательных программ, дидактического материала по экологическому образованию. ЦЭО является системообразующим компонентом развития дополнительного экологического образования в районе, а так же опорным образовательным учреждением, реализующим сетевое взаимодействие муниципальных, районных, областных учреждений в системе экологического воспитания и образования детей. Он выполняет организационнометодическую информационно-аналитическую функции, что предполагает обобщение опыта, оказание методической поддержки педагогам и родителям по вопросам экологического образования, а также информирование о своей деятельности через сайт организации и средства массовой информации, издание буклетов, газет по направлениям деятельности. Организуется работа с одаренными детьми и обеспечивается их участие в мероприятиях районного, областного, федерального уровней. Задачи, стоящие перед ЦЭО, требуют расширения и углубления интеграции деятельности различных социальных институтов в экологическом образовании, что позволит осуществлять системную организацию, координацию их деятельности, методическую и информационную поддержку ОУ и продолжать строить на этой основе систему непрерывного экологического образования в районе. Дальнейшее развитие направления «учебно-исследовательская деятельность» осуществляется в процессе решения следующих задач: - Укрепление системы учебно-исследовательской деятельности школьников в Каргасокском районе; - Развитие кадрового и программного обеспечения; - Внедрение исследовательского метода в практику образовательных учреждений; - Привлечение высококвалифицированных кадров из научных учреждений к работе с детьми, установление творческих контактов, консолидация усилий педагогов, специалистов различных отраслей в решении проблем экологического образования учащихся; - Выявление и поддержка интеллектуально одаренной молодежи в целях расширения возможностей в образовании; - Изучение, обобщение и пропаганда результативного опыта работы образовательных учреждений; Реализация задач предполагает: - Продолжение работы с педагогическими кадрами через проведение практикумов, семинаров для педагогов и учащихся по овладению основными методиками проведения экологических исследований, приобретения опыта в области социального проектирования; - Дальнейшее развитие системы исследовательской деятельности школьников на всех ступенях образования (начальное, среднее, старшее звено); - Организацию и проведение научно-практических конференций учащихся, участие в областных, всероссийских конференциях, в федеральных и международных проектах и программах; - Организацию содержательного партнерства с ОУ, вузами, природоохранными и другими заинтересованными организациями по развитию учебно-исследовательской деятельности школьников. Экологическое образование учащихся обязательно должно иметь выход в практической деятельности, поэтому приоритеты в работе ЦЭО направлены на организацию реальной экологической деятельности: • Привлечение внимания СМИ к экологическим проблемам района; • Изменение экологического поведения населения. Проведение природоохранных акций наглядно демонстрирует пример посильного участия школьников в охране окружающей среды, их объединению в единое экологическое движение. Участие школьников в акциях способствует становлению личности юного эколога. Конечно, дети не в силах изменить экологическую ситуацию, но, создавая прецеденты небольшого улучшения ситуации, неравнодушия к экологической проблеме, дети побуждают взрослых заняться этими вопросами в полном объеме. Механизм реализации программы Сроки Этапы Задачи данного этапа Сентябрь Предварительный Организация деятельности ЦЭО по проекту; по Действия Разработка программы деятельности, плана на 2023 2024 уч. г.; Октябрь- Основной май направлениям «учебноисследовательской деятельности» и в «просветительской» направленности. Совершенствование содержания методической работы Активизация деятельности ЦЭО с ОУ района Изучение спроса на оказание метод помощи ОУ. Составление банка данных деятельности ОУ в экологобиологическом направлении Участие ОУ района в реализуемых ЦЭО выставках, конкурсах, акциях. Разработка и распространение положений Организация участия ОУ в областных конкурсах, выставках, фестивалях. Июнь Заключительный Выявление Анализ деятельности ЦЭО за результатов год. поставленных задач Пути решения выявленных через анализ проблем, прогнозирование. Сроки реализации программы: сентябрь 2023 г. – июнь 2024 г. Программы образовательных центров является составляющей частью образовательной программы Дома детского творчества, рассчитаны на круглогодичную работу и тесное сотрудничество всех образовательных учреждений района. Программа деятельности РДО «Солнышко» на 2023 – 2024 учебный год Пояснительная записка Современный этап развития общества требует особого внимания к проблемам детей, подростков и молодежи. Сегодня необходима четкая и последовательная государственная политика в их отношении. Заботиться о молодежи сегодня, – значит кредитовать будущее, ведь именно молодежь во многом будет определять содержание и характер завтрашнего дня. Роль детского движения и ученического самоуправления в механизмах реализации общественной активности детей трудно переоценить. Являясь важной формой самоуправления, детские организации, объединения и движения призваны представлять интересы детей в государственной молодежной политике, реализуя тем самым ее субъектность во всех сферах жизнедеятельности общества. В настоящее время усиливается значимость детских и молодёжных организаций и объединений в воспитательном пространстве, как самостоятельных субъектов детского движения. Процесс организации и программирования детских общественных организаций (далее ДО), их самостоятельность способствует в большей мере усвоению детьми социального опыта, ценностей, установок, образцов поведения, присущих обществу в целом. Однако возможности детского движения не реализуются в полной мере из-за отсутствия чёткого понимания тех возможностей, которые они в себе заключают. Исходя из этого, работа направлена на развитие и поддержку детского движения в районе. Работа строится по двум направлениям: - работа с руководителями детских общественных объединений и ученического самоуправления; - создание необходимых условий для жизнедеятельности детских организаций разных направлений, не противоречащих основным положениям Конвенции ООН о правах ребёнка, закону РФ «Об образовании», Федеральному закону «Об общественных организациях и объединениях», их роста и программного обеспечения. Проанализировав работу районного объединения прошлых лет, пришли к единому мнению районное детское объединение (РДО) «Солнышко» является одним из социальных институтов, в котором созданы все благоприятные условия для социального становления детей, подростков и руководителей. Система работы РДО помогает детям, подросткам и руководителям самореализовываться в деятельности, это огромное поле для воплощения своих планов в жизнь, реализации своих творческих способностей и профессионального мастерства, тесного сотрудничества. Воспитания гражданственности, уважения к окружающим и самоуважения и личностного роста. На основании вышеизложенного активом РДО «Солнышко» разработана программа на 2023 – 2024 учебный год, в системе планирования работы которой, предусмотрены условия для: • Продолжения работы по одному из самых актуальных на сегодняшний день направлений работы РДО и детских организаций – Тимуровское и волонтерское движение; • Введения заочной формы проведения некоторых из мероприятий; • Создания условий для повышения профессионального уровня руководителей детских организаций, организацию мероприятий определенного направления, оказание методической помощи, содействия в прохождении курсов повышения квалификации; • Создания условий для активного участия всех детских объединений в районных, областных и всероссийских конкурсах, проектах, фестивалях. Цель: Создание условий для самореализации и развития творческих способностей детей и подростков, развитие форм и методов социально-значимой деятельности, создание условий для формирования положительного отношения к здоровому образу жизни приближенных к модели лидера, выпускника детской организации. Задачи программы: Стимулировать социально-значимые инициативы членов детской организации; Развивать лидерские качества через включение в работу «школы лидера»; Привлечь каждого ребёнка к осознанному выбору здорового образа жизни; Создать условия для выявления интеллектуально, физически, нравственно одарённых детей путём привлечения их к участию в культурномассовой и спортивной работе; Развивать коммуникативные умения и навыки. Программа является составляющей частью образовательной программы Дома детского творчества, рассчитана на круглогодичную работу и тесное сотрудничество образовательных учреждений и общественности. Срок реализации программы: сентябрь 2023 г.- июнь 2024 г. Для повышения эффективности работы важна координация образовательной политики в масштабе села, а также развитие и укрепление связей между образовательными учреждениями и органами муниципального управления. Содержание и основные направления практической деятельности Данная программа предлагает следующие направления деятельности РДО «Солнышко»: Патриотическое; Познавательно – развивающая; «Игра – дело серьезное». Каждое направление имеет свое содержание, которое реализуется в конкретных формах и методах деятельности. Прежде всего, это районные и областные коллективно – творческие дела, которые основаны на заинтересованности каждого участника программы. Для пропаганды и привлечения к работе по данной программе представителей государственных и муниципальных учреждений привлекаются: Районная газета «Северная, правда»; Газета и сайт Дома детского творчества; Неофициальный сайт о Каргасокском районе СОКИК Предполагаемый результат: 1. Формирование патриота, гражданина. 2. Осуществление ориентации подростков на добро, любовь, радость, труд, творчество. 3. Развитие навыков культуры общения в различных разновозрастных коллективах. 4. Формирование представлений о модели жизни на принципах свободного общения, соблюдения интересов, уважения к личности ребёнка 5. Приобретение новых знаний, умений и навыков в основных областях творческой деятельности (труд, спорт, игра, общение, лидерство), самореализация в условиях программы. Программа деятельности Центра патриотического образования на 2023 – 2024 учебный год Работа Центра строится сообразно пунктам положения о муниципальном Центре военнопатриотического воспитания детей и подростков. Муниципальный Центр военно-патриотического воспитания детей и подростков (далее МЦВПВ) – создан с целью реализации районной программы «Патриотическое воспитание граждан Каргасокского района», повышения роли, координации и развития системы патриотического воспитания (военно-патриотического, военно-прикладного, военнотехнического, историко-краеведческого) в деятельности образовательных организаций, занимающихся патриотическим воспитанием в муниципальном образовании «Каргасокского района». Программа будет реализована с 1 сентября 2023г. МЦВПВ – постоянно действующая образовательная площадка. Основные задачи Муниципального Центра военно-патриотического воспитания детей и подростков. • Осуществляет результативность методической и инновационной деятельности системы патриотического воспитания и образования в муниципалитете; • Координация образовательного и воспитательного процесса местных отделений всероссийского военно-патриотического общественного движения (ВВПОД) юнармии Каргасокского района и других организаций, занимающихся патриотическим воспитанием и подготовкой молодежи к военной службе в муниципалитете; • Сетевое взаимодействие муниципальных образовательных организаций и учреждений при проведении военно-патриотических смотров, конкурсов, акций, соревнований: по согласованию – районный Совет ветеранов, районный военкомат, Администрация Каргасокского района, Каргасокским отделением Томской региональной общественной организации «Российского союза ветеранов Афганистана», отдел по культуре, молодежной политике и спорту. • Разработка программно-методических документов для реализации патриотического образования и воспитания молодежи в муниципальном образовании; • Организация и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию на муниципальном уровне; • Содействие в улучшении материально-технической базы для патриотического воспитания детей и молодежи в муниципалитете. Направления деятельности Муниципального Центра военно-патриотического воспитания детей и подростков. В соответствие с поставленными задачами, работа МЦВПВ определяется следующими направлениями: Образовательное: (для обучающихся и педагогических работников) - содействует педагогам образовательных учреждений в создании новых модифицированных программ для детей и подростков патриотической направленности; - осуществляет анализ военно-патриотического воспитательного процесса в образовательных организациях муниципалитета. Методическое: (для повышения уровня педагогического мастерства) - проводит мониторинг педагогической деятельности с целью изучения опыта работы в образовательном процессе по патриотическому воспитанию; - организует и проводит семинары, семинары-совещания, конференции по направлениям на муниципальном уровне; - участвует в областных, региональных научно-практических конференциях, методических семинарах по вопросам совершенствования патриотического воспитания; - обобщает и ретранслирует опыт работы педагогических работников в вопросах патриотического воспитания в муниципалитетах. Инновационно-проектное: - внедряет новые формы и методы при организации и проведении образовательных мероприятий патриотической направленности. Организационно-массовое: - руководит подготовкой и проведением мероприятий военно-патриотической направленности на уровне муниципалитета; - организовывает участие в действиях разного уровня мероприятий (межрайонных, региональных); - осуществляет координацию деятельности образовательных организаций, занимающихся патриотическим воспитанием в муниципальном образовании. Информационно-координационное: - координация деятельности образовательных учреждений, занимающихся патриотическим воспитанием в муниципалитете; - сотрудничество с информационным отделом ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования» для распространения опыта работы педагогов. МЦВПВ осуществляет свою деятельность в тесной связи с Администрацией Каргасокского района, Центром патриотического воспитания ОГБОУДО "Областной центр дополнительного образования", образовательными учреждениями, Военный Комиссариат Каргасокского района, районным Советом ветеранов, Каргасокским отделением Томской региональной общественной организации «Российского союза ветеранов Афганистана», отдел по культуре, молодежной политике и спорту, Северное инспекторское отделение ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Томской области", ОГБУЗ "Каргасокская районная больница" и др. Приложение № 4 Социальная акция «Кораблик памяти кораблик надежды» 8-18 лет Октябрь (13 октября) Районный конкурс «Молодых лидеров «Первые среди Первых» 14-18 лет 5 октября 16 октября Октябрь ноябрь Районный конкурс детских творческих работ «Куклы в национальных костюмах» Районная акция «Мы за здоровое поколение»: Конкурс плакатов «Мое здоровье» 7-18 лет Сообразно положению Сообразно положению 8-18 лет 10 ноября 1 декабря Районный конкурс «Зеленый наряд образовательной организации» Районный этап областного комплексного мероприятия «День птиц» Педагоги Сообразно положению По окончанию мероприятия 7-18 лет Сообразно положению По окончанию мероприятия Межмуниципальный конкурс видеороликов ко дню волонтёра Районный этап всероссийского конкурса экологических рисунков 7-18 лет, педагоги Сообразно положению По окончанию мероприятия 7-18 лет Сроки определятся после публикации регионального положения Сообразно положению По окончанию мероприятия «Октябрь Ноябрь Апрельоктябрь Октябрьапрель Октябрьдекабрь Октябрьмай Октябрь Военно-патриотическое мероприятие «Семеро смелых» 30 октября По окончанию мероприятия Акция, посвященная Дню памяти жертв политических репрессий Развитие творческого и лидерского потенциала ребенка Творческие работы Перетягина М.А. Запрещено включать негативные примеры (сигареты, шприцы, бутылки, изображение смерти и т.п.) Фотоотчёты Перетягина М.А. Отчеты детских коллективов, рисунки, фотографии Видеоролики МЦЭО, Лиханова Н.О. Экорисунки в разных техниках. МЦЭО, Лиханова Н.О. Перетягина М.А. МЦЭО, Лиханова Н.О. МЦЭО, Лиханова Н.О. МЦЭО, Лиханова Н.О. Исупова Н.Л. Ноябрь декабрь Районный новогодний конкурс «Новый год в стиле ЭКО» Всероссийский день призывника Районный этап областного смотра-конкурса на лучшую организацию патриотического воспитания среди педагогов, юнармейских отрядов и образовательных организаций. Краеведческий форум «Судьба педагога в судьбе родной земли» 7-18 лет 12-18 12 декабря Декабрь (5 декабря) Слет детских волонтерских отрядов «Спешите делать добро» 8-18 лет 5 декабря 8 декабря Декабрь январь Районный конкурс детских 7-18 лет творческих работ «Светлый праздник Рождества Христова» Сообразно положению Сообразно положению Ноябрь Апрельноябрь 12 декабря Сообразно положению По окончанию мероприятия Сообразно положению Сообразно положению По окончанию мероприятия По окончанию мероприятия Творческие работы МЦЭО, Лиханова Н.О. Исупова Н.Л. Исупова Н.Л. Вялова А.Г., Перетягина М.А. Целью проведения слёта является популяризация и развитие волонтерского движения в Каргасокском районе. Творческие работы Перетягина М.А. МЦЭО, Лиханова Н.О. 5 Открытый конкурс экологических творческих работ «Зимушка – зима» День Конституции Российской Федерации 12 декабря 6 День Защитника Отечества Февраль 7 Международный женский день Март 8 Открытый конкурс экологических творческих работ «Весна – красна» Акция «Георгиевская ленточка» Март-май 10 Открытый конкурс экологических творческих работ «Моё сказочное лето» Май - июнь 11 Выставка творческих работ «Рукотворная буква» в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры Социальная акция «За того парня» Май 4 9 12 Ноябрьянварь Апрель Июнь Коллективы ДДТ и педагоги Коллективы ДДТ и педагоги Коллективы ДДТ и педагоги Коллективы ДДТ и педагоги Коллективы ДДТ и педагоги Коллективы ДДТ и педагоги Коллективы ДДТ и педагоги Коллективы ДДТ и педагоги Коллективы ДДТ и педагоги Дистанционный конкурс творческих работ, посвящённый зиме. Оформление стенда Лиханова Н.О. Мероприятие проводится по плану работы РДДМ Перетягина М.А. Мероприятие проводится по плану работы РДДМ Перетягина М.А. Дистанционный конкурс творческих работ, посвящённый весне. Акция, посвящённая 9 мая. Раздача ленточек. Лиханова Н.О. Вялова А.Г. Перетягина М.А. Дистанционный конкурс творческих работ, посвящённый лету. Выставка поделок и рисунков Лиханова Н.О. Акция, посвящённая 9 мая. Мероприятие, посвящённое Дню Памяти и Скорби. Перетягина М.А. Лиханова Н.О. 2.Тренинг по СЭВ 3.Мастер-класс по культуре речи Заседание МО: «Современные образовательные модели в учреждении дополнительного образования» 1. 2. 3. Семинар-практикум на Каргасокском, Тымском и Васюганском образовательных округах Заседание МО: «Современные образовательные Привлечение внимания педагогического коллектива к проблеме оценки качества образования. Подведение итогов работы за первое полугодие Оказание методической помощи, организация обмена опытом применения инновационных технологий в процессе воспитания детей модели в учреждении дополнительного образования» 4. Педагоги и методисты ДДТ ДДТ Исупова Н.Л. 12 января Педагогический коллектив ДДТ ДДТ Маслов В.Н., Вялова А.Г. Январь февраль Делегации от школ района (по образовательным округам) 29 марта Педагоги и методисты ДДТ ДДТ Исупова Н.Л. Апрель Педагогический коллектив ДДТ ДДТ Маслов В.Н., Вялова А.Г. Показ открытых мероприятий по темам самообразования Тренинг по СЭВ Педсовет: «Реализация плана воспитательной работы в детских коллективах» 1. Итоги работы учреждения за 1 полугодие. 2. Разное 3. 28 октября Перетягина М.А. Исупова Н.Л. Лиханова Н.О. Показ открытых мероприятий по темам самообразования Тренинг по СЭВ Педсовет: «Организация летнего отдыха детей» 1. Подготовка к работе летнего профильнооздоровительного лагеря. 2. Разное Подготовка к образовательному процессу учреждения Заседание МО: «Современные образовательные модели в Определение качества профессионального мастерства педагогов Педсовет: «Подготовка программного обеспечения на 2024-2025 учебный год» 1. Анализ работы ДДТ за 2023 – 2024 уч. год. 2. Подготовка программного обеспечения на 20242025 учебный год. 3. Разное. Подведение итогов работы, определение основных задач на следующий учебный год учреждении дополнительного образования» 1. Воспитательная работа: моя находка 1. Анализ М/О 31 мая Педагоги и методисты ДДТ ДДТ Исупова Н.Л., Вялова А.Г. 27 июня Педагогический коллектив ДДТ Маслов В.Н., Вялова А.Г.