Программа развития

СОДЕРЖАНИЕ
I.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О МБОУ ДО «Каргасокский ДДТ»
1. Тип и вид учреждения
2. Характеристика кадрового состава
3. Характеристика программно-методического обеспечения.
4. Характеристика контингента обучающихся.
5. Характеристика бюджета, материальной базы, оборудования.
6. Характеристика основных результатов обучающихся.
7. Характеристика образовательного сообщества.
8. Характеристика инновационных процессов в ОУ, основные направления.
9. Характеристика внешних связей ДДТ
и других образовательных
учреждений.
10. Характеристика системы управления.
11. Анализ состояния внешней среды ОУ.
12. Анализ состояния и прогноз тенденции изменения социального заказа на
дополнительное образование.
13. Анализ достижений ДДТ.
14. Анализ проблем ОУ и их причины.

II.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МБОУ ДО «КАРГСОКСКИЙ ДДТ» НА 2016 –
2020 гг.
1. Миссия ОУ.
2. Цели и задачи Программы.
3. Основные направления.
4. Социальные партнеры.
5. Модель выпускника.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы.

III.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МБОУ ДО «КАРГАСОКСКИЙ ДДТ»
1. Основные направления инноваций.
2. Основные этапы развития
4. Мероприятия по реализации нововведений.

Данная программа «Программа развития МБОУ ДО «Каргасокский ДДТ» предназначена
для развития учреждения дополнительного образования в условиях серьезных
преобразований поддерживаемых государством и инициируемых Президентом
Российской Федерации.
Программа разработана согласно муниципальному заданию МО «Каргасокский
район» (см. приложение 1), под руководством директора МБОУ ДО «Каргасокский
ДДТ» Маслова В.Н..
В состав разработчиков вошли:
1. Жукова И.Н., методист, руководитель Центра краеведческого этнокультурного
образования МБОУ ДО «Каргасокский ДДТ»;
2. Исупова Н.Л., методист, руководитель Центра экологического образования МБОУ
ДО «Каргасокский ДДТ»;
3. Перетягина М.А., методист, руководитель районного детского объединения
«Солнышко»;
4. Прокопенко Е.И., председатель методического объединения МБОУ ДО
«Каргасокский ДДТ»;
5. Вялова А.Г., педагог дополнительного образования, руководитель базового центра
«Развитие медиаобразования в образовательных учреждениях Каргасокского
района»;
6. Захаров А.Г., педагог дополнительного образования высшей квалификационной
категории, руководитель базового центра «STEM-центр технического образования
детей»;
7. Зайкова О.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ДО
«Каргасокский ДДТ».
Предлагаемый срок реализации Программы 2016 – 2020 гг.:
2016 г. – подготовительный этап, этап «моделирования» (разработка, принятие и
внедрение Программы);
2017 г. – адаптационный, «преобразующий» этап (решение первоочередных задач в
процессе реализации Программы);
2018-2019 гг. – основной этап (работа по Программе);
2020 г. – заключительный, «аналитико-проектировочный» этап (подведении итогов и
анализ работы по реализации Программы).
Программа обсуждалась и принята на педагогическом совете - Протокол № 53,
от 27.12. 2016 г.

I.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О МБОУ ДО «КАРГАСОКСКИЙ ДДТ»

С 1996 года правопреемником Дома пионеров становится Дом детского творчества
(далее ДДТ), где, благодаря огромным усилиям руководства района, районного
Управления образования, работников Дома пионеров, их воспитанников и просто
односельчан, ведется большая работа по воспитанию подрастающего поколения.
ДДТ расположен в районном центре с. Каргасок. Сегодня это многопрофильное
учреждение с широким спектром дополнительных образовательных услуг для детей
дошкольного и школьного возраста.
1. Тип, вид учреждения - учреждение дополнительного образования, дом детского
творчества.
В 2001 году ДДТ значительно расширил сферу своей деятельности. Это произошло за
счет принятия полномочий организации и проведения районных конкурсов, выставок,
фестивалей и т.д., объединив, таким образом, все образовательные учреждения района
(детские сады, школы, интернат) с целью предоставления возможности детям
реализовывать свои творческие способности на районном уровне и иметь возможность
представлять себя на областных, региональных и всероссийских конкурсах.
2. Характеристика кадрового состава.
В ДДТ работают 13 штатных педагогических сотрудников и два совместителя. Два
педагога аттестованы на высшую квалификационную категорию и 8 на первую. Один из
членов коллектива имеет звание «Почетный работник образования». В 2013 году один
педагог стал лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю
детям».
Стаж работы педагогов в ДДТ составляет от 4 до 35 лет. Коллектив стабилен
движение кадров не наблюдается. Обновление кадров происходит, как правило, в связи с
уходом работников на заслуженный отдых.
В сентябре 2010 г. коллектив пополнился тремя молодыми специалистами. Высшее
образование имеют 12 членов коллектива, среднее специальное – 6, но в данное время
двое из них обучаются в ВУЗах на заочном отделении. Возраст основного состава
коллектива самый продуктивный, от 30 до 55 лет (см. Приложение 1).
Большое внимание уделяется повышению уровня профессиональной компетентности
педагогов. Педагоги ДДТ активно участвуют в работе методических объединений района,
делятся опытом на семинарах, успешно защищают свои программы и проекты на
конференциях разного уровня. На особом контроле прохождение курсов повышения
квалификации педагогическими работниками. За прошедшие пять лет не прошел
обучение на КПК только один педагог, который является новым специалистом
учреждения.
3. Характеристика программно-методического обеспечения.
Образовательный процесс в коллективах ДДТ осуществляется по дополнительным
образовательным программам и по шести направленностям:
- художественная
- техническая
- социально-педагогическая
- естественнонаучная
- туристско-краеведческая
- физкультурно-спортивная.
В 2014-2015 учебном году реализовывались 23 модифицированные и одна авторская
(ДО «Радиотехнический кружок») образовательные программы, курс обучения по
которым от 1 до 4 лет (см. Приложение 2).
Программное обеспечение образовательного процесса – 100%. Все образовательные
программы ежегодно проходят внутреннюю экспертизу на предмет соответствия
необходимым требованиям к образовательным программам дополнительного

образования, актуальности и соответствия социальному заказу. Экспертиза проводится на
методическом совете, в состав которого входят методисты, председатель МО, заместитель
директора по УВР, педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию.
Утверждаются программы педсоветом.
С целью организации совместного творчества между всеми коллективами и по
направленностям, для повышения уровня воспитательного процесса в ДДТ ежегодно
реализуются программы и проекты эколого-краеведческого, социального и гражданскопатриотического содержания.
Систему учебно-воспитательного процесса ДДТ обеспечивают:
- план работы МС
- план работы МО
- план мероприятий ДДТ
- план районных мероприятий.
В ДДТ оборудован методический кабинет, где педагогам всегда в доступной форме
предоставляются методическая литература, выход в интернет, т. к. все являются
активными интернет пользователями, а так же газеты и журналы, подписка на которые
оформляется ежегодно.
4. Характеристика контингента обучающихся.
За последние пять лет в ДДТ занимаются в среднем 500 детей, в возрасте от 5 до 18
лет. Совсем недавно в основном это были учащиеся только МБОУ «Каргасокская СОШинтернат №1» и МБОУ «Каргасокская СОШ №2». На данный момент охват
дополнительным образованием значительно расширился за счет организации работы
педагогов ДДТ в школах близлежащих поселков и уже два года реализуется программа
дистанционного обучения для детей одного из отдаленных поселков района.
Нарабатывается опыт работы с детьми дошкольного возраста.
Таблица 1: Сравнительная характеристика количества обучающихся в ДДТ
Образовательное
Учебный год
учреждение
2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016
МБОУ
«Каргасокская 197
241
265
296
333
СОШ-интернат №1»
МБОУ
«Каргасокская 173
147
133
87
88
СОШ №2»
МКОУ «Павловская ООШ» 16
НОШ п. Пятый км
14
22
22
18
22
МКОУ
«Новоюгинская 69
67
СОШ»
МБОУ «Нововасюганская 10
8
СОШ»
МБДОУ с. Каргасок
45
3
Из таблицы 1 видно, что количество детей из МБОУ «Каргасокская СОШ-интернат №1»
ежегодно увеличивается, но число обучающихся МБОУ «Каргасокская СОШ №2» с
каждым годом снижается.
Таблица 2: Возрастная характеристика обучающихся в ДДТ
Учебный год
Общее колД/с
1 – 4 кл.
5 – 9 кл.
10 – 11 кл.
во детей
2011 – 2012
400
46,2%
33,2%
7,7%
2012 - 2013
410
56,3%
33%
11%
2013 - 2014
430
49,3%
41%
4,3%
2014 - 2015
525
8%
51%
36%
4,4%
2015 - 2016
490
0,6%
55%
47,5%
4,6%

Самой большой популярностью коллективы ДДТ пользуются у детей начального звена
– более 50%. Немного меньше детей из 5-7 классов. И самый низкий процент
обучающихся в ДДТ это ребята 10-х – 11-х классов – в среднем 4,5%. В 2014-2015 уч. году
разработана первая программа для работы с детьми 5 – 6 лет. Результат ее реализации
положительный, спрос на образовательные услуги ДДТ для детей дошкольного возраста
увеличивается, значит должны быть и предложения.
Большое внимание педагогического коллектива уделяется работе с детьми группы
риска (дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, состоящие на учетах КДН,
ПДН, ВШУ). Налажено тесное сотрудничество с социальными педагогами школ,
классными руководителями, родителями.
Изучен спрос на услуги учреждения дополнительного образования у детей с ОВЗ.
Дети данной категории достаточно активно посещают коллективы ДДТ, занимаются в
общих группах, по общей программе, но занятия для них, при необходимости, строятся
согласно возможностям и способностям (сокращение протяженности занятия, выполнение
упрощенного задания).
5. Характеристика бюджета, материальной базы, оборудования.
МБОУ ДО «Каргасокский ДДТ» имеет расчетный счет, ведет бухгалтерскую отчетность
через централизованную бухгалтерию УООиП МО «Каргасокский район».
Лицевой счет – Единый СубПлат ДДТ
6103000040,
УФК по Томской области (Управление финансов АКР, МБОУ ДО «Каргасокский ДДТ»,
6103000040),
Номер счета казначейства 40701810200001000019
Банк организации ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО ТОМСКОЙ ОБЛ, ТОМСК
БИК 046902001

год
расходов

Всего
год
/плановое
количество детей

в

2013
12540600/430

Расходы
на
ребенка в год

1

29164,19

2014
12568000/525

23939,04

2015
13564000/490

27681,63

Основные направления, по которым осуществляется финансирование из бюджетной
части: заработная плата, налоги, коммунальные услуги, содержание имущества,
проведение районных мероприятий, выездные соревнования.

Расходы – всего в тыс. руб.

12540,6

12568,0

13564,0

10211,6

11095,0

11687,0

7843,0

8459,0

8769,0

0

77,0

270,0

2368,6

2559,0

2648,0

1081,7

1165,0

1421

Услуги связи

51,7

64,0

117,0

Транспортные услуги

133,8

110,0

77,0

422,4

451,0

513,0

Услуги по содержанию имущества (сод. Пом., рем обор и
инвент, тек рем зд,)

100,1

128,0

174,0

Прочие услуги (226)

373,7

412,0

540,0

1247,3

286,0

456,0

Оплата труда и начисления на оплату труда
заработная плата
прочие выплаты (ком., книг., льг. проезд)
начисления на оплату труда
Приобретение услуг

Внебюджетные расходы 2015

Внебюджетные расходы 2014

Внебюджетные расходы 2013

Бюджетные расходы 2015

Бюджетные расходы 2014

Бюджетные
расходы 2013

Наименование показателей

Оплата отопления
Оплата потребления электроэнергии
Оплата водоснабжения (водоотведение)

Прочие расходы (290) Прочие расходные материалы (340)
Приобретение оборудование и предметов длительного
пользования
Материалы для ремонта
Медикаменты
Продукты питания

Каждый коллектив имеет свой специально оборудованный учебный кабинет
оснащенный компьютером и оргтехникой. Для проведения массовых мероприятий
имеется не большой, на 50 мест, актовый зал.
6. Характеристика основных результатов обучающихся.
Ежегодно обучающиеся ДДТ активно участвуют в конкурсных мероприятиях разного
уровня:
Таблица 3: Сравнительная характеристика количества мероприятий, в которых
участвуют обучающиеся ДДТ
Год
Районные Областные Региональные Всероссийские Международные
обучения
2011-2012 11
9
2
2
0
2012-2013 24
10
4
1
0
2013-2014 20
18
6
7
2

2014-2015 23
8
7
19
0
2015-2016 17
22
4
10
0
За последние годы значительно увеличилось количество участников в районных и
всероссийских мероприятиях. Если в первом случае все объясняется доступностью и
разнообразием мероприятий (работу не нужно отправлять по почте и количество
предоставляемых работ, как правило, не ограничивается), то во втором - это появление
множества дистанционных конкурсов.
Таблица 4: Сравнительная характеристика количества победителей и призеров:
Год
Районные Областные Региональные Всероссийские Международные
обучения
2011-2012 12
10
0
4
0
2012-2013 23
14
5
0
0
2013-2014 74
46
21
11
2
2014-2015 122
48
9
44
1
2015-2016 70
23
18
21
0
С одной стороны, активность и результаты участия в дистанционных конкурсах
большой плюс в показателях. Но с другой стороны, было выявлено, что большинство
таких конкурсов, некоим образом, не способствуют творческому развитию ребенка.
Движущими силами развития личности в пространстве выступают познавательная
активность и исследовательская позиция личности, социальная практика и социальное
проектирование, жизнетворчество как творение себя и окружающей действительности.
Ежегодно в районной научно-практической конференции для школьников участвуют
обучающиеся Дома детского творчества, защищают свои проекты на конференциях и
форумах и более высокого уровня.
Таблица 5: Сравнительная характеристика активности участия обучающихся в
исследовательской деятельности.
Уровень
2011-2012
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2015-2016
у

п

у

п

у

п

у

п

у

п

Районный
4
2
6
2
2
1
23
10
23
23
Областной
4
1
6
1
2
2
Региональный
1
1
2
2
2
2
Всероссийский
4
4
1
1
6
6
Большую значимость в воспитательном процессе имеет организация и проведения
социально значимых акций и ФЛЕШМОБов, где каждому участнику предоставляется
возможность выразить собственную гражданскую позицию, переживать чувства
сопричастности, товарищества, достижения успеха, учиться уважать права и интересы
окружающих.
Учебный
год
2011-2012

2012-2013

Наименование мероприятия
Районная акция «Подкормим птиц зимой» (в рамках
областного комплексного мероприятия «День птиц»»)
Районная акция «Подарок ветерану»
Акция в рамках эколого-краеведческого лагеря «Чистый
берег Оби»
Районная акция «Подкормим птиц зимой» (в рамках
областного комплексного мероприятия «День птиц»»)
Районная акция «Елки ветеранам»
Районная акция «Подарок ветерану»
Акция в рамках эколого-краеведческого лагеря
«Сохраним село в чистоте»

Количество
участников
32
8
30
54
35
16
14

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Районная акция «Мы - за здоровое поколение»
Районная акция «Подарок ветерану»
Районная акция «Елки ветеранам»
Областная акция среди тимуровских отрядов «Неделя
добра»
Районная акция «Подкормим птиц зимой» (в рамках
областного комплексного мероприятия «День птиц»»)
Районный этап Всероссийской детской акции «С
любовью к России мы делами добрыми едины»
Районная акция «Мы - за здоровое поколение»
Районная акция «Подарок ветерану»
Районная акция «Елки ветеранам»
«Кораблик памяти, кораблик надежды»
Районная акция «Мы - за здоровое поколение»
ФЛЕШМОБ «День Победы»
Районная Акция «Елки – ветеранам»

Акция «Неизвестный солдат»
Районная акция «Памятник на память»
Акция «Подарок ветерану»

20
37
27
20
49
33
25
22
10
80
490
260
31
170
40
24
30

Районная акция «С любовью к России мы делами
добрыми едины»
Акция «За того парня» (22 июня)
68
Акции, как элемент практического образования, способствуют формированию
мировоззрения, развитию сотрудничества детских коллективов в области экологии и
краеведения на основе обмена опытом по осуществлению различной деятельности,
воспитанию бережного отношения к единым общечеловеческим ценностям.
Большинство из, такого рода, мероприятий ДДТ стали уже традиционными.
7. Характеристика образовательного сообщества.
Образовательное сообщество ДДТ - это команда единомышленников осуществляющих
учебно-воспитательный процесс с детьми старшего дошкольного и школьного возраста.
Тринадцать педагогов дополнительного образования и три методиста, возглавляющие
образовательные центры, придерживаются единых принципов, которые, несомненно,
оказывают положительное влияние на результат учебно-воспитательного процесса в
учреждении дополнительного образования.
Главный принцип - принцип гуманизма в организации общего руководства жизнью
ДДТ. Среда, где царит уважительное отношение между педагогами, терпимость к
мнению коллег, доброе и внимательное отношение создает психологический комфорт и
для растущей личности, чувствующей себя защищенной, нужной, значимой.
В каждом педагоге существует потребность в актуализации своих профессиональных
умений и навыков (принцип самоактуализации). В течение учебного года каждому члену
коллектива предоставляется возможность продемонстрировать
профессиональные
навыки в работе с детьми, умение анализировать, обобщать и презентовать свой опыт:
проведение открытых занятий, мастер-классов, презентаций, выступление на
методических объединениях, семинарах разного уровня, участие в профессиональных
конкурсах и т.д. За последние годы желание презентовать свой педагогический опыт
значительно возросло:
Формы презентации
ДДТ
Районный Областной Региональный Всероссийский
педагогического
опыта
2011 - 2012
Доклады,
5
1

выступления,
презентации
Мастер-классы,
творческие
мастерские
Открытые занятия
Публикации
Профессиональные
конкурсы
Доклады,
выступления,
презентации
Мастер-классы,
творческие
мастерские
Открытые занятия
Публикации
Профессиональные
конкурсы

1

2
2

2012 - 2013
3

2

1

2
1
1

Доклады,
выступления,
презентации
Мастер-классы,
творческие
мастерские
Открытые занятия
Публикации
Профессиональные
конкурсы

1

Доклады,
выступления,
презентации
Мастер-классы,
творческие
мастерские
Открытые занятия
Публикации
Профессиональные
конкурсы

2

3

1

3

3

2013 - 2014
2

4

2

2014 - 2015
1

5

1

4

1

1

1
1

2

1

3
1
1

8. Характеристика инновационных процессов в ДДТ, основные направления
Основной стратегической задачей инновационной деятельности в ДДТ является
развитие учреждения через создание условий для разработки, апробации и внедрения
новых элементов содержания, форм организации образовательной и воспитательной
деятельности.
Характеризуя инновационные процессы в ДДТ в первую очередь необходимо
отметить разработку образовательных программ дополнительного образования нового
поколения, внедрение новых способов и методов обучения.

Занятия, например, в детском объединении «Фотокружок» давно вышли за рамки
приобретения навыков самостоятельного изготовления фотографии, используя пленочный
или цифровой фотоаппарат. Дети учатся самостоятельно работать в различных
компьютерных программах, осваивают и используют графические редакторы «Adobe
Photoshop», «Microsoft Word», «Microsoft Office Power Point» и другие. Результатом труда
обучающихся становится не только семейный альбом, но и информационный продукт –
набор открыток достопримечательностей родного села, района, визитки, буклеты, реклама
и т.д.
Учитывая современные интересы подростков, в образовательной программе
«Радиотехнический кружок» применены новые компьютерные технологии обучения, а
именно: использование медиапродукта на занятиях, электронных справочников, освоение
стандартных компьютерных программ и новых образовательных программ по
радиотехнике
«ELECTRONIK
WORKBENCH»,
«SL4RUS».
Это
позволило
интенсифицировать процесс освоения учащимися новых терминов и понятий, расширить
их знания в области школьного курса информатики, учит умению проектировать
принципиальные электрические схемы, производить трассировку токоведущих дорожек.
Все чаще в учебно-воспитательном процессе используются интегрированные занятия
и образовательные программы, где теоретический материал и практические задания
дополняются различными видами деятельности. Разрабатываются программы и проекты с
целью организации сетевого взаимодействия, например между учреждениями
дополнительного образования и культуры. Ведется подготовительная работа к разработке
программ индивидуального сопровождения одаренных детей.
9. Характеристика внешних связей ДДТ и других образовательных учреждений
Более широко и эффективнее ДДТ стал сотрудничать с образовательными
учреждениями района, внедряя программы районной детской организации (далее РДО)
«Солнышко» (с 1999 г.) и двух образовательных центров экологического и краеведческого
образования (с 2010г.).
С 2013 года ДДТ имеет статус базового образовательного учреждения,
участвующего в реализации регионального проекта «Развитие медиаобразования в
образовательных учреждениях Томской области на 2011- 2016 гг», который проводит
большую работу по повышению уровня медиаграмотности у учащихся ОУ района.
В 2016 году в ДДТ открыт базовый центр «STEM-центр технического образования
детей» - это исследовательская лаборатория, поддерживающая научную, техническую и
инженерную составляющую в дополнительном образовании школьников, который
призван повысить интерес учащихся к инженерным и техническим специальностям и
мотивировать старшеклассников к продолжению образования в научно-технической
сфере. Открытие STEM-центра стало возможным благодаря тесному сотрудничеству с
Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего
профессионального образования ТУСУР.
10. Характеристика системы управления

Структура управления МБОУ ДО «Каргасокский ДДТ»

Структура
управления
ДДТ
имеет общественно-государственный
характер.
Государственным собственником и распорядителем движимого и
недвижимого имущества является Муниципальное образование «Каргасокский район»
Томской области, Управление образования, опеки и попечительства. Общественный
характер внешнего управления учреждением обеспечивает Управляющий совет.
Внутриучрежденческим коллегиальным органом управления, согласно Уставу
является Педагогический совет.
Структурных подразделений в образовательной организации не зарегистрировано.
11. Анализ состояния внешней среды ОУ.
На территории Каргасокского района в настоящее время практически отсутствуют
промышленные предприятия, поэтому, в силу причин социально-экономического
характера, значительная часть жителей работают в административных учреждениях,
финансовых структурах и в сфере среднего и малого бизнеса.
В социальную инфраструктуру села Каргасок входят две средние школы и 5
дошкольных учреждений, центральная районная и детская библиотеки, детская
спортивная школа и спорткомплекс «Кедр», Дом детского творчества и Детская школа
искусств, краеведческий музей народов Севера и районный Дом культуры, Центр
культуры «Геолог». В Каргаске проживают 10154 тыс. человек, 2358 из них дети: МБОУ
«Каргасокская СОШ-интернат №1» - 949, МБОУ «Каргасокская СОШ №2» - 656, ДОУ 753.

Всего в районе 19 школ, где обучаются 2789 ребенка, и 12 учреждений дошкольного
образования - 1237 детей. Социально-экономическое положение в поселениях района –
1347 безработных.
Определяющим критерием социальной неоднородности населения являются
доходы, в зависимости от размера которых население делится на:
- семьи с высоким доходом
- семьи с достаточным доходом
- семьи с низкими доходами
- семьи, живущие за чертой бедности.
По официальным данным, на начало 2016 года, около 1067 семей имеющих не
совершеннолетних детей, только в Каргаске, относятся к числу малообеспеченных, 176
детей в Каргасокском районе находятся без попечительства родителей.
С целью расширения сетевого взаимодействия и максимального охвата
образовательных учреждений ДДТ всегда учитывает особенности и географическое
расположение поселений. В связи с этим более пяти лет существуют такие формы, как
организация работы на образовательных округах района (Каргасокский, Тымский и
Васюганский).
12. Анализ состояния и прогноз тенденции изменения социального заказа на
дополнительное образование.
Пятью годами ранее содержание социального заказа была обусловлено, прежде
всего:
- неоднородной социальной структурой населения;
- неблагоприятной обстановкой, связанной с асоциальными проявлениями
молодежной субкультуры;
- расслоением на богатых и бедных;
- социальной незащищенностью основных слоев населения;
- отчуждением детей от родителей;
- отдаленностью населенных пунктов от районного центра.
На первый взгляд мало что изменилось по каждому, вышеперечисленных, пунктов.
Но результат анкетирования родителей на предмет удовлетворенности предоставляемыми
образовательными услугами ДДТ показал, что «обеспечить занятость ребенка
в
свободное от учебы время» уже не является, чуть ли не единственным, аргументом при
ответе на вопрос «посещение вашим ребенком ДДТ это…». Большинство родителей
отметили, отвечая на вопрос, какие новые качества приобрел их ребенок, занимаясь в
коллективах ДДТ, следующее - стали общительнее, самостоятельнее, ответственнее,
раскрепощеннее и не стесняются выражать свое мнение вслух. Родители сегодня имеют
уже совершенно иной подход к выбору рода занятий для своих детей. Радует тот факт, что
многие из них уже не просто подписывают договор, а интересуются содержанием
образовательного процесса в детском коллективе, его психологическим климатом, как
повлияет тот или иной вид деятельности на интеллектуальное и физическое развитие
ребенка.
Среди факторов, влияющих на содержание социального заказа, важное место
занимают образовательные и социальные потребности воспитанников ДДТ. В результате
анкетирования в 7-11 классах мы получили портрет современного подростка:
1. Главное для достижения успеха – умение учиться и общаться с людьми;
2. Авторитетом и примером для подражания для детей среднего звена являются
сверстники. Для старшеклассников это реальные люди, живущие рядом – друзья,
родители, учителя. А так же звезды кино и эстрады, известные люди. Все
тестируемые указали на необходимость присутствия в своей жизни значимого
взрослого, кто всегда поможет советом, поддержит, научит.

3. Воспользоваться услугами дополнительного образования для большинства ребят
это возможность заняться любимым делом в свободное от учебы время,
приобретение знаний, которые невозможно получить в школе. И совсем небольшое
количество школьников (42%) отметили, занятия в ДДТ способствуют их
личностному росту и профессиональному самоопределению.
Еще одним фактором, влияющим на структуру социального заказа, является мнение
педагогов о задачах и возможностях деятельности учреждения. Чтобы получить
объективный ответ на этот вопрос, произведен анализ мнения педагогического коллектива
о состоянии учебно-воспитательного процесса, который показал, что:
- главными задачами в своей педагогической деятельности коллеги считают развитие
мотивации к познанию и творчеству, формирование нравственных ценностных
ориентаций – любовь к Родине, к семье, гуманизм, бережное отношение к природе и т.д.
Большинство педагогов выделили еще и такую задачу как предпрофессиональная
подготовка и профориентация;
- в постановке целей своей деятельности педагоги, прежде всего, опираются на
собственную профессиональную и личностную позицию и лишь 20% на цели и задачи
программы деятельности учреждения;
- наиболее важным для повышения эффективности работы педагогического коллектива
коллеги считают теплый психологический климат, наличие современной материальнотехнической базы и оплату труда адекватную усилиям и качеству работы педагога;
- из перечня направлений деятельности ДДТ как наиболее перспективным считается
реализация образовательных программ (дана высокая оценка состояния на сегодняшний
день). Актуальна, по рейтингу значимости, инновационная деятельность, но оценка ее
состояния не однозначна;
- наиболее значимым в обучении своих кружковцев педагоги считают владение
практическими умениями и навыками и умение решать творческие задания;
- по мнению педагогов, ведущими мотивами выбора коллективов детьми являются –
желание заняться любимым делом, испытание своих сил, самореализация, желание
заниматься в той области знаний, которой нет в школе.
Анализ позитивных изменений, происходящих в нашей стране, и, в частности, в
сфере образования, позволяет выделить интегративный признак современности – новый
социальный заказ общества к образованию: организация образовательной среды, в
которой формируется творческая саморазвивающаяся личность, способная, реализуя свои
индивидуальные запросы, решать проблемы общества. Другими словами, проблема
свободного времени детей может быть решена путем формирования общественно ценных
интересов воспитанников, создания условий для их удовлетворения и дальнейшего
развития путем воспитания у детей потребности и умения рационально использовать свое
время на пользу себе и обществу.
13. Анализ достижений ДДТ
Оценивая достижения ДДТ, следует отметить стабильность и качество работы
учреждения, востребованность его образовательных услуг. В ДДТ накоплен колоссальный
опыт, который необходимо научиться использовать для решения новых задач для
достойных «ответов» на новые «вызовы» времени.
1.13.1. За последние три года наблюдается высокая активность среди педагогических
работников ДДТ в распространении
педагогического опыта и демонстрации
профессионального мастерства:
 Публикации:
Публикации
Издательство
ФИО педагога
2011 – 2012 уч. год
Методическая
разработка Сборник докладов «Инновационные Прокопенко Е.И.
«Пасхальное яйцо в стиле формы и методы в системе
Декупаж»
художественного
образования»

Методическая
разработка
«Модель
аналога
интерактивной доски»
Образовательная
программа
кружка «Радиотехнический»
Презентация для внеурочного
мероприятия «Пасхальное яйцо
в стиле ДЕКУПАЖ»
«Центр
этнокультурного
краеведческого
образования
Дома детского творчества с.
Каргасок»
Доклад
«Пластилиновая
мультипликация
как
альтернативная
организация
форм
досуга
детей
и
приобщение их к творческой
деятельности»
«Компьютерным играм скажем:
«Нет!»
Статья «Наши
памяти – 2015»»

на

«Вахте

(ОГОУ
ДПО
ТО
учебнометодический центр культуры и
искусства)
Сборник каталога экспонатов 2-й
региональной выставки научнотехнического творчества детей и
молодежи – 2011г.
Сборник программ экономического
образования
с
основами
ученического предпринимательства
и научно-технического творчества
Публикация на образовательном
сайте
ТГПУ
«Педагогическая
планета»
2013 – 2014 уч. год
Сборник методических материалов
и
разработок
«Региональная
система образования – территория
толерантности», г. Томск, ОГБУ
РЦРО
2014 - 2015 уч. год
Дистанционная
научнопрактическая
конференция
«Актуальные
проблемы
преподавания
творческих
дисциплин
в
контексте
современного
образования
и
культуры»
(НПЦ
«ИНТЕРТЕХИНФОРМ»)
Всероссийское
электронное
периодическое
издание
«Педагогическая газета» (СМИ)
Публикация статьи в областной
газете «Ветеранские вести»

 Выступления:
ФИО педагога
Тема выступления
2011 – 2012 уч. год
Захаров А.Г.
Доклад «Организация техносферы в
условиях
учреждения
дополнительного
образования
детей»

Зарубина В.М.

Захаров А.Г.

Захаров А.Г.

Захаров А.Г.

Керб
Н.А.
Прокопенко Е.И.
Зарубина В.М.

Шепеткина О.В.

Вялова А.Г.

Место выступления
1 межрегиональная научнопрактическая
конференция
«Основы
экономического
образования,
ученического
предпринимательства
и
научно-технического
творчества: опыт, проблемы,
перспективы».

2012 – 2013 уч. год
Стендовый
доклад
на
тему: 8-й региональный Фестиваль
«Этнокультурное образование: опыт, педагогических
идей
и
результаты работы»
инновационных
разработок.
РЦРО
Выступление:
«Инновационные Областном
семинар

технологии
процессе»

Никешкина
М.В.

Прокопенко
Е.И.

Зарубина В.М.

Никешкина
М.В.
Щепеткина О.В.
НикешкинаМ.В.
Керб Н.А.

Никешкина
М.В.

в

образовательном «Патриотическое воспитание в
образовательных учреждениях,
как интеграционный прогресс
воспитания
личности
ребенка». ОЦДОД
Представила опыт работы по теме: Региональная
научно«Формирование
экологической практическая
конференция
культуры
в
условиях
кружка «Непрерывное экологическое
«Туристический»
образование: проблемы, опыт,
перспективы»
Предоставление опыта работы по КПК: «Реализация системнотеме:
«Организация
проектной деятельностного подхода в
деятельности на основе системно- образов.
области
деятельностного
подхода
в «Изобразительное искусство»
соответствии с ФГОС»
2013 – 2014 уч.год
Выступила с докладом на тему: Областной семинар-совещание
«Опыт реализации этнокультурных рук-лей
Центров
проектов
краеведческого этнокультурного образования
направления УДОД» (РЦРО)
«Этнокультурное образование
и коренные народы Сибири:
современные тенденции»
Доклад по теме: «Интеграция ТГПУ,
курсы
повышения
туризма и экологии на примере квалификации
опыта
работы
МБОУ
ДОД
Каргасокского района
Представили опыт работы по теме Межрегиональный
научно«Развитие одаренности детей группы практический
семинар
социального риска»
«Эмоциональное образование
как новая образовательная
система развития современной
школы».
ОГАОУ
«Губернаторский
Светлинский лицей»
2014 – 2015 уч.год
Представили опыт работы по теме
Практико-ориентированный
семинар-экскурс
«Роль
краеведения в современном
образовательном
процессе»
(РЦРО)

 Результативное участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства
ФИО педагога
Мероприятие
Результат
Керб А.М.
Шредер Т.И.
Керб Н.А.
Захаров А.Г.

2011 – 2012 уч.год
Областная акция «Неделя добрых дел»

Диплом
победителя
Всероссийский дистанционный конкурс «Мозаика Диплом
презентаций»
победителя
Областной
этап
Всероссийского
конкурса 1-е место
методических
материалов
по
военнопатриотическому,
техническому,
туристско-

Зарубина В.М.

Зарубина В.М.

краеведческому направлениям работы педагогов
образ-х уч-ний «Растим патриотов России»
Областной смотр-конкурс «На лучшую постановку
военно-патриотической, спортивно-технической и
туристско-краеведческой работы с детьми и
подростками в объединениях данных направлений
образовательных учреждений Томской области»
Областной конкурс «Лучшая учебно-методическая
разработка по развитию культуры толерантности –
2011»
6-й областной конкурс методических разработок уч.
доп. образования
Областной конкурс «Лучшая учебно-методическая
разработка по развитию культуры толерантности –
2011»
2012 – 2013 уч. год
Всероссийский конкурс предложений ветеранов
педагогического труда «С высоты моего опыта…»
Областной конкурс методических материалов по
военно-патриотическому, техническому, туристскокраеведческому направлениям работы педагогов
образовательных учреждений
Областной смотр-конкурс «На лучшую постановку
военно-патриотической, технической и туристскокраеведческой
работы
и
подростками
в
объединениях
данных
направлений
образовательных учреждений Томской области»
Областной этап всероссийского конкурса педагогов
дополнительного образования «Сердце отдаю
детям»

1-е место

Диплом
лауреата
степени
Диплом
степени
Диплом
лауреата
степени

1-й
2-й
3-й

2-е место
1-е место

1-е место

Диплом
победителя
в
номинации
«Радиотехнику в
массы»
Диплом
лауреата
областного
этапа конкурса
Перетягина М.А. Областной конкурс среди тимуровских отрядов, Диплом
молодежных объединений и инициавных групп «Так победителя
просто быть добрым»
2013 – 2014 уч.год
Захаров А.Г.
Областной смотр-конкурс «На лучшую постановку 2-е место
военно-патриотической, технической и туристскокраеведческой
работы
и
подростками
в
объединениях
данных
направлений
образовательных учреждений Томской области»;
Областной конкурс методических материалов 1-е место
«Растим патриотов России»
2014 – 2015уч. год
Захаров А.Г.
Межрегиональный конкурс «Сибирские Афины»
Медаль
и
Номинация «Инновационные проекты, разработки и сертификат
к
технологии в образовании»
медали
Исупова Н.Л.
Областной фестиваль-конкурс с международным
1-е место

участием «Пасхальная радость»
Прокопенко Е.И. Конкурс методических материалов «Растим
1-е место
патриотов России»
Шмидт М.Г.
Дистанционный конкурс «Педагогический проект»
1-е место
Шредер Т.И.
(НПЦ «ИНТЕРТЕХИНФОРМ», Центр современных
образовательных технологий)
2015 – 2016 уч. год
Абрамкина Н.П. Всероссийский очно-заочный конкурс «Творческая
Диплом
1-й
мастерская педагога»
степени
Бойкова Л.В.
Региональный этап всероссийского форума «Зеленая 3-е место
планета»
На начало 2016 года из 13 педагогических работников аттестованы на первую и
высшую квалификационную категорию 10 человек.
1.13.2. Одним из факторов определяющим качество учебно-воспитательного процесса
в ДДТ является результат участия обучающихся в мероприятиях разного уровня. Дети
достойно представляли свои коллективы и Дом детского творчества на таких
мероприятиях как:
2012 – 2013 у.г.
 Областной слѐт туристов и краеведов «Моя малая Родина» (г. Томск, 6 чел.);
 Областной конкурс «День птиц» (в рамках всероссийской акции «Летопись добрых
дел», г. Томск, 12 чел.);
 Региональная научно-практическая конференции школьников «Исследование и
творчество» (г. Томск, 1 чел.);
 Областная выставка «Дети, техника, творчество» (г. Томск, 5 чел);
 Областной фотоконкурс «Мой друг фотоаппарат» (г. Томск, 1 чел.);
 Проектный марафон Молодежного кросскультурного Форума «Этнокультурная
мозаика» (г. Томск, 1 чел.);
 Областные ссоревнования «Школа безопасности» (г. Томск, 12 чел.);
 Региональная выставка-конкурс научно-технического творчества детей и молодежи
«Юный изобретатель» (г. Томск, 1 чел.);
 Областной конкурс молодежных СМИ «Format Медиа» (г. Томск, 5 чел.);
 Смене ВДЦ «Океан» - «Вожатская академия» (3 чел.).
2013 – 2014 у.г.
 Областной слет туристов и краеведов «Моя малая Родина» (г. Томск, 6 чел.);
 XV Томский межрегиональный фестиваль путешественников (г. Томск, 10 чел.)
 Региональный этап соревнований «Школа безопасности» (г. Томск, 8 чел.)
 Выставка-конкурс произведений декоративного искусства «Глиняная игрушка» (г.
Томск, 3 чел.);
 Областной этап Международного фестиваля «Детство без границ» (г. Томск, 2
чел.);
 8-й региональный фестиваль проектов среди общеобразовательных учреждений
ТО, Сибири и Дальнего Востока (г. Томск, 2 чел.);
 Областной конкурс детской художественной фотографии «Мы открываем мир» (г.
Томск, 4 чел.);
 Всероссийский творческий конкурс «Зимняя сказка» (2 чел.);
 Конкурс писем-обращений океанцам 2033 года (ВДЦ «Океан», 1 чел.);
 Областная олимпиада по журналистике «В центре событий» (г. Томск, 1 чел.);
 Конкурс среди тимуровских отрядов, молодежных объединений и инициативных
групп молодежи Томской области «Креативность. Позитивность. Действие»;
 Смотр-конкурс СМИ образовательных учреждений ТО, на лучшее освещение
подвига советского народа в ВО войне;

 Областной слет туристов и краеведов «Моя малая Родина», открытое первенство
по спортивному туризму ( г. Томск, 12 чел.);
 Областной этап международного конкурса «Память о Холокосте – путь к
толерантности» (г. Томск, 4 чел.);
 XII Международный конкурс работ «Уроки Холокоста – путь к толерантности» (г.
Москва, 1 чел.);
 Краеведческая конференция обучающихся образовательных учреждений ТО
«Сибирью связаны судьбою» (г. Томск, 6 чел.);
 3-й всероссийский конкурс молодежных проектов и инициатив в области науки и
техники «Океанский конвент» (ВДЦ, 1чел.);
 Всероссийский Фестиваль творческих открытий и инициатив «ЛЕОНАРДО» (г.
Москва, 1 чел.);
 4-я региональная выставка научно-технического творчества детей и молодежи ТО
и регионального конкурса «Юный изобретатель» (г. Томск, 2 чел.);
 Фестиваль по прикладным и техническим видам спорта «Дети, техника,
творчество» (г. Томск, 3 чел.).
2014 – 2015 у.г.
 Фестиваль-конкурс детско-юношеских СМИ «Солнечный парус – 2014» (г. Томск,
4 чел.);
 Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников
«Человек в истории. Россия – 20 век» (Москва, 4 чел.);
 Международный конкурс «ПРЕ-образование» (Виртуальный институт развития
образования, 1 чел.);
 Новогодний фейерверк юных талантов (г. Томск, 1 чел.);
 Межрегиональный Конкурс «Сибирские Афины», выставка «Инновационные
проекты, разработки и технологии в образовании» (г. Томск, 3чел.);
 Областной этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета
2015» (г. Томск, 2 чел.);
 Всероссийский дистанционный фестиваль «Творческая находка» (ТГПУ, 3 чел.);
 Всероссийский конкурс «Радуга проектов» (ТГПУ, 2 чел);
 Фестиваль исследовательских, творческих и социальных проектов учащихся «Все,
что сердцу дорого» (г. Колпашево, 2 чел.);
 Всероссийский творческий конкурс «Открытка к празднику» (ТОИПКРО, 3 чел.);
 Межрегиональный фотоконкурс «Зимушка-зима» (ТОИПКРО, 2 чел.);
 Региональная научно-практическая конференция «Мир науки глазами детей»
(ТОИПКРО, 3 чел.);
 Соревнования по технике пешеходного туризма (ВДЦ «Океан», смена «Сильные
люди», 1 чел.);
 Областные соревнования «Школа безопасности» (г. Томск, 18 чел.).
2015 – 2016 у.г.
 Профильная смена туристской школы палаточного лагеря «БЛОКПОСТ» (г. Томск,
2 чел.);
 Областной и региональный этапы фестиваля-конкурса «Сибирь зажигает звезды»
(г. Томск и г. Новосибирск, 7 чел.);
 Туристический слет, посвященный памяти Е.Ю. Сивкова (г. Колпашево, 12 чел.);
 Балтийский научно-инженерный конкурс (г. Санкт-Питербург, 2 чел.);
 Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» (г.
Москва, 2 чел.);
 Межрегиональная научно-техническая конференция «Безопасные технологии и
робототехника» (г. Томск, ТУСУР, 2 чел.)
 Осенние сборы по техническому творчеству «Орбита – 2015» (г. Томск, 4 чел.).

В 2011 году за высокий уровень организации работы в области воспитания у детей и
подростков бережного отношения к природе родного края, данному направлению
присвоен статус Центра экологического образования.
С 2013 году, с целью повышение уровня медиаграмотности у учащихся ОУ района,
популяризации печатного слова среди молодѐжи, ДДТ становится базовым центром
программы «Развитие медиаобразования в образовательных учреждениях Томской
области на 2011 – 2016 гг.».
В 2015 году:
 ДДТ получает свидетельство о статусе образовательного центра этнокультурного
краеведческого образования, который призван создать условия для изучения
малой родины, воспитания и овладения навыками межкультурных коммуникаций
в ОУ Каргасокского района.
 Подписано соглашение с ОГКУ «Томское управление лесами» филиал
Каргасокское лесничество, об организации на базе ЦЭО районного детского
лесничества.
 МБОУ ДО «Каргасокский ДДТ» заработал Диплом победителя областного
комплексного мероприятия «День птиц»;
 Лауреат - Победитель «Всероссийской выставки – форума образовательных
учреждений 2015» (перечень Лауреатов-Победителей опубликован на
официальном сайте «Всероссийская Выставка РФ»);
 Лауреат конкурса «100 лучших организаций России», IV Всероссийского
образовательного форума «Школа будущего: проблемы и перспективы развития
современного образования России»;
 Лауреат Конкурса «Сибирские Афины», проводимом в рамках выставки-ярмарки
«ОБРАЗОВАНИЕ, КАРЬЕРА, ЗАНЯТОСТЬ», в городе Томске, в номинации
«Инновационные проекты, разработки и технологии в образовании»;
 В 2016 году МБОУ ДО «Каргасокский ДДТ» «ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ» конкурса
Международной выставки УчСиб 2016 проходившей в городе Новосибирске, в
номинации «Инновационные педагогические технологии в современной школе».


В начале 2016 года на базе нашего учреждения открыт STEM-центр – это
исследовательская лаборатория, поддерживающая научную, техническую и
инженерную составляющую в дополнительном образовании школьников. Призван
повысить интерес учащихся к инженерным и техническим специальностям и
мотивировать старшеклассников к продолжению образования в научнотехнической сфере.
Высокие результаты работы педагогического коллектива за прошедшие пять лет
обусловлены, прежде всего, следующими факторами:
1. 78,5% педагогических работников имеют квалификационную категорию.
2. 64% педагогических работников имеют высшее педагогическое образование и
четверо членов коллектива обучаются на заочном отделении ВУЗов.
3. Качественное методическое и программное обеспечение.
4. Удовлетворительная материально-техническая база.
5. Умение руководства грамотно расставлять приоритеты в вопросах распределения
финансов.
Инновационный потенциал ОУ достаточно высок, накоплен огромный опыт, который
мог бы стать неоценимым вкладом в воспитании подрастающего поколения. Но время не
стоит на месте, требует содержательного и организационного обновления системы

дополнительного образования – уникальной системы, не имеющей аналогов по
доступности, по вариативности и качеству в мире.
14. Анализ проблем ОУ и их причины
14.1. Если рассматривать вопрос о востребованности в образовательных услугах ДДТ,
опираясь на количественный состав обучающихся, то можно отметить, что она стабильна.
За последние пять лет количество обучающихся увеличилось в среднем на 100 человек.
Но при этом остро стоит вопрос о сохранности контингента обучающихся по годам
обучения.
Проведено исследование сохранности контингента обучающихся с учетом сроков
реализации образовательных программ дополнительного образования
Сроки
Кол-во
Количество обучающихся
% сохранности
реализации
образовательных поступило
на прошли полный
программы
программ
обучение
курс обучения
1 г.о.
4
68
66
97%
2 г.о.
14
232
155
66,3%
3 г.о.
3
69
38
55%
4.г.о.
2
17
6
35,2%
5 г.о.
1
10
2
20%
В среднем по учреждению только в 2015 – 2016 учебном году полный курс программ
дополнительного образования, прошли 67% от общего количества детей поступивших на
обучение, что немного больше чем в прошлом году (65,4 %).
Причина сложившейся ситуации чаще всего кроется не в том, что у ребенка
пропадает интерес к тому или иному роду занятий, а потому, что внеурочная деятельность
и дополнительное образование расположились на разных чашах весов. Перевес идет в
пользу внеурочной деятельности, т.к. школа имеет больше влияние на родителей и детей
через систему оценок урочной деятельности она «обязательна». Следовательно, в
большинстве случаев ребенок прекращает заниматься ранее выбранным видом
деятельности по причине чрезмерной занятости в школе.
14.2. За последние три года охват ОУ услугами дополнительного образования значительно
увеличился (см. таблица 1).
350
300

КСОШ №1

250

КСОШ №2

200

ООШ п.Пятый км

150

СОШ п. Новоюгино

100

Д/с
ООШ п.Павлово

50

СОШ п.Н.Васюган

0
2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016

Но с ежегодным увеличением количества обучающихся из МБОУ «Каргасокская
СОШ-интернат №1», количество обучающихся из МБОУ «Каргасокская СОШ №2» (охват
учащихся КСОШ №2 образовательными услугами ДДТ, за последние 2 года, составляет
13,5%) снижается. Попытка объяснить сложившуюся ситуацию отдаленностью школы от
ДДТ звучит не объективно, если учесть, что есть дети, которые приезжают на занятия в
ДДТ из близлежащих поселков.
14.3.
Самым большим спросом в дополнительных образовательных услугах Дома
детского творчества ежегодно пользуются дети младшего и среднего школьного возраста.

Учащихся из 9 – 11 классов не привлекают программы, которые по своему содержанию в
основном предлагают освоить навыки прикладного творчества.
Учебный год
Общее колД/с
1 – 4 кл.
5 – 9 кл.
10 – 11 кл.
во детей
2011 – 2012
400
46,2%
33,2%
7,7%
2012 - 2013
410
56,3%
33%
11%
2013 - 2014
430
49,3%
41%
4,3%
2014 - 2015
525
8%
51%
36%
4,4%
2015 - 2016
490
0,6%
55%
47,5%
4,6%
14.4. На протяжении многих лет, имея статус учреждения дополнительного образования
села Каргасок, ДДТ вел огромную работу с ОУ района по экологическому и
краеведческому воспитанию детей, являлся районным центром детских организаций. В
каждой школе, по каждому из этих направлений работали люди – жизнь кипела.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются образовательные центры ДДТ в работе с
УО района сегодня:
- во многих ОУ ответственные за то или иное направление ежегодно меняются, либо
вообще отсутствуют, что влечет за собой слабую связь с ОУ;
- часто детские работы, высылаемые на районные конкурсы, не качественные, либо
оформляются не по положению, а ведь все хотят, чтобы плод их творчества, получив
высокие баллы, пошел на областной, региональный и др. уровни;
- значительно сократилось количество участников районных этапов рейтинговых
мероприятий, т.к. стало выгоднее отправить детскую работу, допустим, на областной этап
и заработать больше баллов;
- по сравнению с 2014-2015 учебным годом по настоянию УООиП уменьшилось
количество мероприятий, проводимых ЦЭО, что не соответствует Программе
непрерывного экологического образования, одним из индикаторов экологического
образования которой является количество проводимых мероприятий экологического
содержания;
- все ставки вожатых в школах сокращены до минимума, поэтому в большинстве школ
детские организации существуют формально, только на бумаге.
14.5. В ДДТ сформировался достаточно сильный, в плане профессионального мастерства,
педагогический коллектив. Репродуктивный возраст педагогов, искреннее желание
работать с детьми, инициативность и интерес к инновационным технологиям, громадьѐ
планов и замечательных идей вселяют уверенность в то, что Дом детского творчества –
это то самое место, где ведется неподдельная, реальная работа с каждым ребенком в
отдельности, формируется его будущее.
Воспитательная и идеологическая работа проводится в каждом коллективе ДДТ, в
рамках учебно-воспитательной программы, в форме общих, внутренних мероприятий
учреждения. Педагоги в работе со своими коллективами стараются не ограничиваться
только программными занятиями в кабинете. Коллективные выходы на природу, в парк
Победы, в музей народов Севера и краеведческий музей соседнего района, участие в
тематических мероприятиях ДДТ и районной библиотеки способствуют разностороннему
развитию ребенка, положительно влияют на творческие процессы.
Но проблема состоит в том, что внешний и внутренний вид здания, оборудование и
мебель, эстетическое оформление помещений, оснащение инструментами и материалами
для работы с детьми – оставляет желать лучшего. Сегодня, когда даже только
эстетическая составляющая ОУ и учреждений культуры в селе, значительно отличается от
плачевного состояния ДДТ, быть конкурентно-способным достаточно сложно.

II.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
МБОУ ДО «КАРГСОКСКИЙ ДДТ» НА 2016 – 2020 гг.
1. Миссия ОУ.
Миссия дополнительного образования состоит в максимальном привлечении
детей дошкольного и школьного возраста в специально-организованную, благоприятную
среду в свободное от школы время с целью помочь ребенку на начальном этапе выявить
способности, которые помогут ему самоопределиться и занять место в социуме. Педагоги
и методисты системы дополнительного образования являются важным компонентом
образовательных сетей:
1. Реализуют программы дополнительного образования детей, исследовательские
проекты;
2. Обеспечивают социальные практики обучающихся, ведут профилактикокоррекционную работу;
3. Организуют и проводят выставки, конкурсы, акции, фестивали районного уровня и
тем самым обеспечивают выход детских коллективов на мероприятия более
высокого уровня;
4. Привносят весомый вклад в систему оценивания личностных качеств,
формирования УУД, формируют портфолио достижений обучающихся.
Дополнительному образованию общество предъявляет новые требования: осуществить
переход «от человека знающего – к человеку умеющему», т.е. повысить его
конкурентоспособность,
вместо работы на достижение декларативной цели
формирования гармонически развитого человека дополнительное образование должно
формировать выпускника, социально-адаптированного в обществе с диагностично
определенными, научно обоснованными параметрами личности.
ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
ОБУЧЕНИЕ

Учет
возрастных
особенностей
учащихся,
конструирова
ние возраста
средствами
образования

ТВОРЧЕСКАЯ
ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ
 ориентация на
Успех
 ориентация на
Достижения
 инициативность,
находчивость,
сообразительность

ГОТОВНОСТЬ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ И
ЖИЗНЕННОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Готовность к
восприятию
исторически
сложившейся
системы
ценностных
ориентаций,
гражданское
самоопределе
ние

ВОСПИТАНИЕ

РАЗВИТИЕ, ВЗРОСЛЕНИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
как развитие интересов и склонностей к
различным видам творчества

На передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и
гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от
задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к
задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации
личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм,
культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации
фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком
самого себя («Концепция развития дополнительного образования детей», утверждена
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р). Это можно
осуществить только в условиях гуманистического подхода, который базируется на
следующих принципах:
 принцип социальной гарантии учреждения на качественное и безопасное
дополнительное образование детей;
 принцип партнерства с образовательными учреждениями и семьей в целях
расширения вовлеченности детей в дополнительное образование;
 принцип реализации права на развитие личностного и профессионального
самоопределения детей и подростков в различных видах конструктивной и
личностно образующей деятельности;
 принцип расширения социальной и академической мобильности детей и
подростков через дополнительное образование;
 принцип общественного партнерства (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома
культуры, клубы, детские больницы, научно-исследовательские институты,
университеты, торговые и промышленные комплексы) в целях увеличения
компетентности обучающихся для профессионального самоопределения;
 принцип программоориентированности, где базовым элементом системы
дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не
образовательная организация;
 принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования,
обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех
возрастных этапах.
2. Цели и задачи Программы.
Целью Программы является:
- Создание условий для развития, личностного самоопределения и самореализации
ребенка через расширение возможностей для удовлетворения разнообразных
интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования.
Для достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи:
 Проектирование мотивирующей образовательной среды как необходимого
условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений;
 Интеграция дополнительного и общего образования;
 Разработка единых инструментов оценки достижений детей и подростков,
способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в
дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;
 Обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с
интересами детей, потребностями семьи и общества;
 Создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием
учреждением дополнительного образования детей.
Основные направления реализации Программы
3.1. Нормативно-правовое поле, регламентирующее деятельность ДДТ

3.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №
373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный
номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от
26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля
2011 г., регистрационный номер 19707);
3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (Зарегистрировано в Минюсте России
27.11.2013 года №30468);
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г.
№ 996-р);
5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных
помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. №
986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный
номер 19682);
6. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте
России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки
России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2
февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);
8. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
9. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее
образование);
10. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в
образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы
начального общего образования;
11. Учебный план МБОУ ДО Каргасокский ДДТ на 2015-2016 учебный год (утвержден
педсоветом, протокол № 46 от 14.09.2015 г.);
12. Годовой календарный учебный график на 2015-2016 учебный год (утвержден
директором МБОУ ДО Каргасокский ДДТ, Приказ № 59 от 24.09.2015 г.).
3.2.Обновление содержания образования.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ
должны строиться на следующих основаниях:
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования
возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
- модульность содержания образовательных программ, возможность
взаимозачета
результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер образовательных программ;
- открытый и сетевой характер реализации.

3.3. Мониторинговые и социологические исследования:
- создание единого банка программ дополнительного образования детей нового формата;
- мониторинг организации работы с детьми с различными образовательными
потребностями (дети с ОВЗ, дети-инвалиды, одаренные дети);
- анализ эффективности дистанционного обучения детей в системе дополнительного
образования.
3.4. Ресурсный потенциал системы дополнительного образования:
- совершенствование работы сайта ДДТ;
- усовершенствование материально-технической базы ДДТ;
- создание технопарка для занятий робототехникой в ДДТ.
3.5. Межведомственные взаимоотношения (сетевое взаимодействие):
- оказание образовательных услуг по дополнительному образованию детей в школах на
периферии;
- разработка программы по подготовке руководителей и вожатых для проведения
оздоровительных летних лагерей;
- создание ресурсного центра с целью обмена инновационным опытом работы в системе
дополнительного образования и реализации сквозных проектов.
4. Социальные партнеры.
Одним из направлений развития воспитательной работы является сохранение
традиций и преемственности в работе, закладывание традиции
по обновлению
содержания, форм и методов образовательно-воспитательной деятельности на основе
коллективного творчества, сотрудничества с различными учреждениями – субъектами
социокультурной среды.
Взаимодействие МБОУ ДО «Каргасокский ДДТ» с субъектами социокультурной среды:
 УООиП МО «Каргасокский район» – совместное планирование, финансирование
и проведение районных мероприятий, организация работы по профилактике
безнадзорности и социальному сиротству;
 Районный совет ветеранов – организация и проведение мероприятий гражданскопатриотической направленности, тимуровское и волонтерское движение;
 Образовательные учреждения района (школы, детские сады, интернат
«Ровесник») - проведение совместных занятий и мероприятий, участие в районных
конкурсах;
 Районная библиотека, Музей народов Севера – организация выставок,
проведение совместных мероприятий, участие в экспертизе детских творческих
работ;
 ОГУ ЦСПН – совместная работа по оказанию реабилитационных услуг детям с
ограниченным возможностями здоровья;
 ОГУ «Каргасокский лесхоз» - совместное проведение экологических акций,
участие в экспертизе творческих работ;
 ОГБУЗ «Каргасокская ЦРБ» - организация профилактических мероприятий;
 Неофициальный сайт с Каргасок «СОКИК» и газета «Северная правда» освещение всех событий и актуальных моментов деятельности учреждения;
 ОГКУ «Облкомприрода» - областные мероприятия, финансовая и методическая
поддержка по экологическим проектам и программам;
 ОГБОУ ДО «ОЦДОД» - организация областных выставок, конкурсов, фестивалей,
слетов по всем направлениям деятельности учреждения дополнительного
образования;
 СДО ТО «Чудо» - организация областных мероприятий, учебы вожатых и актива
ДО, отдыха детей в лагерях ТО и всероссийских здравницах;
 ОГБОУ «РЦРО» – курсовая переподготовка, организация областных
мероприятий, тесное сотрудничество с образовательными центрами ДДТ;

 ТУСУР – совместная работа в исследовательской лаборатории STEM-центр,
поддерживающей научную, техническую и инженерную составляющую в
дополнительном образовании школьников.
5. Модель выпускника МБОУ ДО «Каргасокский ДДТ».
Модель выпускника начальной ступени образования
Качественные характеристики
Содержание качественной характеристики
выпускника (Я-концепция)
«Я-нравлюсь»
Чувство успеха, уверенность в общественном
признании, в импонировании другим людям
«Я-способен»
Уверенность в своих возможностях,
способностях осуществить намеченное
«Я-защищен»
Чувство значимости, признания,
защищенности в своем кругу общения
«Я-имидж»
Сформированная нравственно-эстетическая
ориентация
«Я-здоровье»
Понимание значимости ведения здорового
образа жизни
«Я-личность»
Способность осуществлять самоконтроль,
критический самоанализ и саморефлексию
своих успехов и достижений
Модель выпускника
Качественные характеристики
выпускника
Способности к познавательной
деятельности

Творческие способности

Развитие собственной
индивидуальности

Отношение к себе

Содержание качественной характеристики
Стремление к постоянному познанию и освоению
окружающего мира.
Развитые познавательные способности.
Потребность в различных видах деятельности
(теоретической, аналитической, практической,
исследовательской и др.).
Умение анализировать, сравнивать, обобщать,
делать выводы, решать проблемы.
Самоорганизация деятельности.
Умение работать с источниками информации.
Знания, умения, навыки, усвоенные в соответствии
с дополнительной образовательной программой.
Практические умения в выбранном профиле
деятельности.
Развитые специальные способности.
Осознание мотивации к созданию авторских
творческих продуктов.
Мотивация к познанию себя как части
окружающего мира.
Стремление к проявлению и реализации своих
способностей.
Адекватная самооценка, стремление к
профессиональной и личностной успешности.
способность к саморазвитию и самовоспитанию.
Развитая эмоционально-образная сфера.
Мотивация к здоровому образу жизни.
Вера в свои силы и возможности.

Отношение к окружающим

Социальная зрелость

Искренность в проявлении чувств.
Способность к самостоятельному и осознанному
выбору.
Ценностное отношение к окружающим.
Бескорыстное стремление помочь другому
человеку.
Милосердие, способность к состраданию,
прощению.
Признание права другого человека на свободу
мнений, выбор образа жизни в социально
приемлемых формах.
Неприятие любых форм дискриминации
(национальной, культурной, социальной и др.).
Отказ от предрассудков и стереотипов.
Ценностное отношение к семье.
Осознание гражданской и личной ответственности
за судьбу страны.
Развитое экологическое сознание, экологически
грамотное отношение к природе.
Четко выраженное стремление к разрешению
конфликтных ситуаций.
Личностная значимость культурных норм
поведения и реализация их в повседневной жизни.
Убежденность в необходимости изучения и
сохранения культуры малой родины, мирового и
отечественного культурного достояния.
Трудолюбие, способность получать удовольствие
от работы, чувство удовлетворения результатами
своего труда.

6. Ожидаемые результаты реализации Программы.
Реализация Программы обеспечит к 2020 году следующие результаты:
 дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 30
(сейчас 17%) процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;
 сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми
дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных
интересов и увлечений;
 созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и
молодежью ресурсов дополнительного образования в целях саморазвития,
профессионального самоопределения и продуктивного досуга;
 семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о
конкретных
дополнительных образовательных программах, обеспечена
консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных
образовательных траекторий;
 реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными
детьми;
 обеспечено
высокое
качество
и
обновляемость
дополнительных
общеобразовательных программ за счет квалифицированных кадров, сочетания
инструментов внутреннего контроля, независимой оценки качества и
саморегулирования;






выработаны эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного
профессионального развития педагогических кадров;
дом детского творчества является привлекательной для инвестиций и
предпринимательской инициативы;
увеличение числа детей, занимающихся техническим и прикладным творчеством,
готовых продолжить свое обучение в профессиональных образовательных
организациях;
у молодого поколения сформирована адекватная гражданская позиции и чувство
патриотизма.

III.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
В ходе практической части реализации Концепции развития необходимо решить
следующие задачи:
1. Создать благоприятные условия для раскрытия личностного потенциала всех
участников образовательного процесса;
2. Развивать систему всесторонней педагогической поддержки субъектов
образовательного процесса в условиях многопрофильного учреждения
дополнительного образования детей;
3. Расширить социально-значимое содержание ОУ (в соответствии с Приказом
Минобрнауки России от 29.08.2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года, утвержденной Правительством РФ Концепции
развития дополнительного образования детей);
4. Развивать модель образовательного пространства, которая:
- соединяет в единое целое обучение, развитие и воспитание,
- построена на основе сочетания муниципального заказа с индивидуальными
потребностями детей, выявленными на основе диагностики личностных качеств и
свойств,
- основывается на методиках оказания помощи ребенку в самоопределении и
саморазвитии;
5. Развивать систему стимулирования и поощрения инновационной деятельности
педагогов.
Решение поставленных задач предполагает выбор стратегии изменений, что позволит
осуществить преобразования сразу в нескольких направлениях деятельности учреждения
– организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса, методическом и
кадровом обеспечении, управлении учреждением (см. далее «Нововведения по
функциональным возможностям»)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».